e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Рыбоохрана нуждается в материально-техническом и кадровом укреплении



18.10.2011 Источник: www.fishnews.ru

Охрана водных биоресурсов является одним из приоритетных направлений деятельности Федерального агентства по рыболовству. Только на внутренних водоемах действия браконьеров ежегодно наносят многомиллионный ущерб рыбным запасам. Для борьбы с несанкционированным ловом на реки, озера, водохранилища и другие водные объекты каждый день выходят инспекторы рыбнадзора. Круглый год в любую погоду они выполняют свою работу, результаты которой фиксируются в сухих строчках официальных сводок и протоколов. Чем живет сегодня российская рыбоохрана, какие задачи ставит перед ней государство и с какими проблемами приходится сталкиваться в ходе их выполнения, РИА Fishnews.ru рассказал заместитель руководителя Росрыболовства Вячеслав Бычков.

- Вячеслав Борисович, по итогам работы рыбохозяйственного комплекса России в первом полугодии какие результаты вселяют оптимизм, а какие вызывают озабоченность у руководства отрасли и требуют особого внимания?

- Если говорить о конкретных цифрах, то в результате контрольно-надзорной деятельности за 6 месяцев 2011 г. должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства выявлено 72 670 нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. Нарушители подвергнуты штрафам на сумму более 105 млн. рублей, им предъявлены иски за ущерб, причиненный незаконным выловом ценных видов рыб, на сумму 18,2 млн. рублей. При этом сотрудники рыбоохраны изъяли у браконьеров 162,9 тонн водных биоресурсов, 87 428 запрещенных орудий лова, 9753 единиц транспортных средств. В следственные органы передано 2972 материала для возбуждения уголовных дел в отношении 2421 человека.

Основной акцент деятельности территориальных органов Росрыболовства в первом полугодии 2011 г. был сделан на выявление нарушений правил рыболовства, по которым составлено 58 748 протоколов (81%).

Поскольку основной категорией нарушителей, по данным теруправлений, являются граждане, важной составляющей работы должностных лиц остается массово-разъяснительная работа среди населения по вопросам охраны водных биоресурсов и соблюдения законодательства в области рыболовства. За 6 месяцев текущего года территориальными управлениями Росрыболовства организовано более 320 радио- и 540 телевизионных передач, в средствах массовой информации опубликовано 1370 статей.

- В последние годы структура управления отраслью устоялась, постоянные реформы ушли в прошлое. Успела ли рыбоохрана оправиться от всех этих переподчинений и перетрясок? Насколько она сегодня обеспечена всеми необходимыми средствами и технически оснащена? Возможно ли сегодня осуществлять действенный контроль за ВБР?

- Система государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов за последние годы претерпела ряд серьезных структурных преобразований. Каждый виток перемен сопровождался сменой органов управления и разграничением полномочий по контролю отрасли между различными службами. Преобразования созданной во времена Минрыбхоза самой эффективной в мире системы органов рыбоохраны самым негативным образом отразились на состоянии государственного контроля за водными биоресурсами.

Но несмотря на это, за последние три года органы рыбоохраны в ведении Росрыболовства достигли уровня показателей контрольно-надзорной деятельности Главрыбвода Минрыбхоза СССР. В системе специализированных учебных заведений Федерального агентства по рыболовству налажена подготовка квалифицированных работников рыбоохраны. Отработано взаимодействие с силовыми структурами и другими контролирующими органами. Восстанавливается материально-техническое обеспечение органов рыбоохраны.

Вместе с тем нехватка людей остается одной из самых актуальных проблем в сфере охраны рыбных запасов страны. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2011 г. № 39 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» численность работников территориальных органов Росрыболовства к 2013 г. сократится на 908 человек и составит 3635 единиц. Много это или мало, судите сами.

До 2004 г. в структуре органов рыбоохраны Госкомрыболовства России насчитывалось 6497 государственных инспекторов (без учета лиц вспомогательного, технического и плавсостава – капитанов, мотористов, механиков, слесарей, электриков), из числа которых было сформировано 27 бассейновых управлений, около 420 областных, межрайонных и районных инспекций рыбоохраны. Позднее, согласно распоряжению Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 1713, было создано 20 территориальных управлений Росрыболовства, в составе которых 150 отделов государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов. Охрану водных биоресурсов непосредственно осуществляют 2063 государственных инспектора.

В 2004 г. зона ответственности одного инспектора рыбоохраны в среднем охватывала около 440 км протяженности речной сети и 6 тыс. га озер и водохранилищ. После сокращения численности территория, контролируемая одним инспектором, увеличилась в три раза и составляет в среднем 1400 км рек и 19 тыс. га акватории озер и водохранилищ.

Отсутствие необходимой предельной штатной численности не позволило Росрыболовству создать достаточное количество территориальных управлений и обособленных подразделений в регионах, а также набрать вспомогательный персонал для обслуживания судов, катеров и другой техники. В свою очередь недостаток численности государственных инспекторов в теруправлениях затрудняет обеспечение контроля за использованием водных биоресурсов внутренних водоемов Российской Федерации. Количество выявляемых за последние два года правонарушений в этой сфере стабилизировалось, но по сравнению с 2004 г., снизилось в полтора раза.

В августе этого года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Астраханскую область принял знаковое для рыбной отрасли решение, дословно: «принять меры по повышению эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в том числе: по увеличению с 2012 года, исходя из обоснованной потребности, предельной численности должностных лиц территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих функции в сфере государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, включая численность вспомогательного персонала». В настоящее время Росрыболовством подготовлен проект постановления Правительства и необходимые обоснования по увеличению численности инспекторов рыбоохраны до 7 тысяч единиц, сейчас их 4317 человек. Данный проект постановления разослан в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти на согласование.

Ситуацию серьезно усугубляет слабое материально-техническое обеспечение территориальных управлений Росрыболовства. В среднем на один катер или моторную лодку приходится 5, на один автомобиль – 7, на один снегоход – 10 инспекторов рыбоохраны. Причем на сегодняшний день износ большинства имеющихся на балансе транспортных средств (закупленных до 2004 г.) превышает 80%. При существующем финансировании контрольно-надзорной деятельности в среднем на одного инспектора рыбоохраны в месяц приходится 83 литра ГСМ, в то время как средний расход топлива только одним лодочным мотором составляет 20 л в час.

Ежегодно выделяемые бюджетные средства не позволяют покрыть потребности Росрыболовства в приобретении недостающего транспорта, а с учетом его износа и вывода из строя затраты постоянно возрастают. В соответствии с нормативами материально-технического обеспечения инспекторов теруправлений, обеспеченность транспортными средствами (катерами, лодками, автомобилями, снегоходами) составляет около 37%, то есть всего треть от необходимого количества.

По федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах» до конца года получим 10 катеров КС-700. Конечно, это капля в море, но положительно то, что дело сдвинулось с мертвой точки. Опять же по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Астраханскую область даны соответствующие поручения и Минфину, и другим министерствам поддержать рыбоохрану и выделить необходимые финансовые средства из бюджета. Конечно, за один год закупить так необходимые инспекторам новые лодки, моторы, автомобили не удастся. Поэтому разработан 5-летний план по обновлению материально-технических средств. Планируем к 2016 году на 70% покрыть потребности в транспортных средствах и инновационной технике, такой, как, например, беспилотные летательные аппараты, позволяющие контролировать несколько десятков километров водной глади на предмет присутствия браконьеров, средств видеонаблюдения, фиксации правонарушений.

- Насколько актуальна кадровая проблема для теруправлений Росрыболовства в части обеспечения достаточным количеством инспекторов по охране подведомственных водоемов? Все ли сотрудники отвечают критериям занимаемой должности? И как реагирует руководство на случаи коррупции?

- Как я уже говорил ранее, за годы реформирования органов рыбоохраны был утрачен квалифицированный кадровый состав, формировавшийся десятилетиями, до минимума снижена штатная численность органов рыбоохраны. Кроме того, существующий уровень заработной платы при высоких требованиях по показателям работы подчас отпугивает грамотных специалистов с высшим образованием, которое, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», обязан иметь каждый государственный инспектор.

Людей, обладающих требуемой квалификацией, трудно привлечь жалованьем инспектора рыбоохраны – в 2010 г. месячная зарплата в среднем составляла 13 200 рублей. А для регионов без северных надбавок (например, Средневолжское ТУ Росрыболовства) этот показатель снижается до 6700 рублей. При этом рыбинспекторы работают в условиях ненормированного рабочего времени в выходные и праздничные дни.

Нельзя забывать и о том, что служебная деятельность должностных лиц Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, связана с высоким риском для жизни и здоровья. Только в 2010 г. зафиксировано 27 случаев вооруженного нападения браконьеров на государственных инспекторов рыбоохраны. В связи с этим актуальным вопросом являются меры государственной защиты и социальной поддержки инспекторов теруправлений, а также их семей.

Что касается профилактики коррупционных проявлений, то вся информация, поступающая в центральный аппарат и территориальные органы Росрыболовства о совершенных нашими служащими правонарушениях, тщательно проверяется. По результатам проверок виновные сотрудники привлекаются к различным мерам дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с государственной службы – в зависимости от тяжести совершенного проступка. В случае, если в ходе проводимых проверок в действиях работников Росрыболовства усматриваются признаки уголовно-наказуемого деяния, данная информация незамедлительно направляется в правоохранительные органы, в соответствии с их компетенцией, для проведения проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства.

- В качестве одной из мер защиты должностных лиц рыбоохраны предлагается их вооружить. Как, на ваш взгляд, должен проходить этот процесс? Какие полномочия получат при этом инспекторы? Какой контроль за оружием предполагается?

- В соответствии со статьей 43.3 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», должностные лица органов государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов имеют право, в соответствии с законодательством Российской Федерации, получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, а также использовать охотничье огнестрельное оружие в качестве служебного.

В рамках реализации положений федерального законодательства Росрыболовством подготовлен проект постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению боевым ручным стрелковым оружием, служебным оружием, а также охотничьим огнестрельным оружием, используемым в качестве служебного, и специальными средствами должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов». Этот нормативно-правовой акт содержит:

- правила применения боевого ручного стрелкового оружия, служебного оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, и специальных средств должностными лицами рыбоохраны;

- перечень типов и моделей оружия и боеприпасов (патронов) к ним;

- перечень должностных лиц Росрыболовства, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которым разрешено хранение, ношение и применение оружия и специальных средств, а также и нормы обеспечения их указанным оружием.

Таким образом, создается система контроля со стороны теруправлений Росрыболовства за порядком хранения, ношения и применения оружия, детально прописаны случаи, при которых возможно применение оружия и спецсредств. В проекте постановления предусмотрен порядок, при котором о каждом случае применения оружия либо спецсредств незамедлительно будут ставить в известность органы прокуратуры.

Кроме того, непосредственной выдаче оружия предшествует процедура обучения личного состава территориальных управлений Росрыболовства в органах внутренних дел, ответственных за лицензионно-разрешительную работу, сдача экзаменов и получение разрешения на хранение и ношения оружия.

- Ежегодно в ходе лососевой путины наблюдается всплеск браконьерства. Каков реальный ущерб от этой противоправной деятельности? Наблюдалась ли в этом году положительная динамика в результате пресечения нарушений правил рыболовства в период хода лососей?

- Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области рыболовства и сохранения лососевых видов рыб в Дальневосточном федеральном округе осуществлялся Северо-Восточным, Сахалино-Курильским, Приморским, Охотским и Амурским теруправлениями Росрыболовства.

Перед началом лососевой путины в свете выполнения Межведомственного комплексного плана проведения мероприятий по организации контроля промысла лососей в мае-октябре 2011 г., территориальные управления провели определенную организационную и координационную работу. В каждом субъекте была создана совместная рабочая группа для выработки и координации действий по реализации комплекса мер по предотвращению ущерба при промысле лососей, контроля за ходом и результатами проводимых мероприятий, в состав которой вошли представители пограничных управлений ФСБ России, МВД, Дальневосточного таможенного управления и теруправлений Росрыболовства.

Кроме того, на время лососевой путины в распоряжение руководителя Сахалино-Курильского теруправления для охраны внутренних водоемов были командированы должностные лица из других территориальных управлений Росрыболовства. В зоны ответственности Северо-Восточного, Сахалино-Курильского и Амурского теруправлений Росрыболовство направляло оперативный отдел «Пиранья».

Для пресечения несанкционированного лова лососевых личный состав территориальных управлений с помощью закрепленной за ним техники и плавсредств осуществлял контроль на водоемах, а также в местах транспортировки рыбы и продуктов ее переработки. Наряду с созданием постоянных и временных постов проводилось регулярное патрулирование подконтрольных водных объектов, в том числе с подключением мобильных групп, применялась авиация для облетов труднодоступных водоемов.

Несмотря на определенные трудности (обеспечение табельным оружием, спецсредствами, связью, нехватка материально-технических и финансовых средств), должностные лица рыбнадзора за период лососевой путины на Дальнем Востоке, по состоянию на 20 сентября, выявили 7206 нарушений законодательства в области рыболовства. На нарушителей наложены штрафы на общую сумму более 7 млн. рублей, им предъявлены иски на возмещение ущерба в размере 9,7 млн. рублей. У браконьеров конфискованы 73,1 тонны лососевых видов рыб, 10 тонн лососевой икры, 3511 запрещенных орудий лова, 286 единиц транспортных средств. Для возбуждения уголовных дел в следственные органы передано 163 материала на 202 человек.

На мой взгляд, существующие формы взаимодействия свидетельствуют о повышении организации и согласованности совместных действий органов государственной власти при осуществлении охранных и контрольно-надзорных мероприятий в ходе проведения лососевой путины 2011 г.

- Как известно, браконьеры будут существовать до тех пор, пока наблюдается спрос на их продукцию и не перекрыты каналы сбыта. В феврале 2010 г. вышел совместный приказ Департамента экономической безопасности МВД России и Росрыболовства, который предусматривает многолетний план проведения совместных контрольных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов, а также продукции из них. Каковы результаты реализации этого приказа к настоящему моменту?

- В сентябре 2009 г. руководству Росрыболовства и МВД на совещании Совета безопасности РФ была поставлена задача об организации совместной работы, направленной на исключение из оборота незаконно добытых уловов водных биоресурсов и продукции из них. Для ее исполнения и был подписан «План проведения совместных контрольных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов, а также продукции из них», срок действия которого рассчитан до 2015 г.

При выполнении данной задачи определены следующие приоритетные направления:

- в крупных городах России (городах-миллиониках, республиканских и областных центрах), в местах хранения и реализации водных биоресурсов, при этом особое внимание уделять осетровым видам рыб, а также продукции из них;

- в Дальневосточном федеральном округе в период хода лососевых видов рыб сосредоточиться на маршрутах транспортировки, местах хранения и реализации водных биоресурсов, а также продукции из них.

Всего в первом полугодии 2011 г. проведено 2933 совместных контрольно-проверочных мероприятия: на маршрутах транспортировки водных биоресурсов – 2222 проверки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов и продукции из них – 711 проверок. В результате выявлено 1916 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 277 тонн водных биологических ресурсов. Из них: осетровые – 36 тонн, лососевые – 12 тонн, икра осетровых видов рыб – 116 кг, иные виды ВБР – 229 тонн. Общая стоимость изъятого составила порядка 96 млн. 257 тыс. рублей.

В целом, сравнивая основные показатели за первое полугодие 2011 г. с аналогичным периодом 2010 г., мы можем отметить положительную динамику роста по количеству проведенных мероприятий в три раза, по выявленным нарушениям – в два раза, а по количеству изъятых водных биоресурсов – более чем в десять раз.

- Работу по охране и контролю за ВБР каких теруправлений Вы могли бы отметить?

- В соответствии с критериями оценки контрольно-надзорной деятельности территориальных управлений Росрыболовства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания за первое полугодие лучшим по показателям признано Западно-Каспийское теруправление. На втором и третьем местах расположились Средневолжское и Верхнеобское территориальные управления соответственно.

В Дальневосточном федеральном округе лучший результат у Амурского теруправления, которое находится на восьмом месте в общем рейтинге 20 территориальных управлений Росрыболовства.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: