Штормовой выброс рыбы, произошедший в первых числах октября на побережье от села Яблочного до села Новосибирского, может иметь для нашей области далеко идущие последствия.
И дело тут не в "Фукусиме" и прочей экологии, как это начали предполагать озабоченные граждане - штормовые выбросы у нас были всегда.
Значимость произошедшего заключается в том, что, как официально зафиксировано, на берег выброшена дальневосточная сардина, культовая рыба 70-х, известная всей стране как селедка-иваси (поскольку входит в семейство сельдеобразных и является близкой родственницей все сельдей и килек). Причем, как установили специалисты СахНИРО, "протяженность участка побережья и плотность слоя выброшенной на берег рыбы свидетельствуют о том, что к берегу подошли не единичные особи, а заметные по численности скопления".
"Обнаружение скоплений дальневосточной сардины у юго-западного Сахалина осенью 2011 г. можно рассматривать как первые признаки некоторого роста численности и постепенного восстановления запасов этой рыбы, подчеркнули в Сахалино-Курильском теруправлении Росрыболовства".
Высказывание достаточно осторожное, но автору осторожничать нечего, и он вполне может предположить, что начинается очередной четвертьвековой цикл пика российского стада иваси.
История промысла этой рыбы необычна: то она подходит к нашим берегам в огромном количестве и является, чуть ли не основным объектом промысла, то вдруг внезапно исчезает, и эти циклы уже проглядываются.
В своем чрезвычайно подробном "Очерке острова Сахалин в сельскохозяйственном отношении" (1873 год) М. Мицуль писал, что "ни пушные звери, ни птицы, при всем их разнообразии, не могут идти в сравнение с дарами вод, ежегодно доставляющих массу рыбы для пропитания не только населения острова, но даже многих зверей и птиц, существование которых без такого богатства немыслимо". Вроде бы стандартно. Но - внимание - "Из рыб, водящихся около берегов южной части Сахалина, первое место принадлежит сельдям". А вот уже А. Чехов на сельди особого внимания уже не обращал, называя главным богатством острова проходных лососей.
С 20-х годов прошлого века иваси опять была основным объектом промысла на Дальнем Востоке, но в 1941 внезапно исчезла. В 60-е годы вновь появилась и кормила полстраны, став предметом шуток и анекдотов. Помните, например, у Л. Филатова в сказе "Про Федота стрельца" - "Что у гранда ни спроси - он, как попка,- "си" да "си", ну а сам все налегает на селедку иваси!"?
Однако в конце 80-х годов она опять практически исчезла из наших вод. И с 1991 года ее уже не было вовсе. Говорили о перелове, но определенную временную закономерность нельзя было не заметить. И, например, еще в 2004 году, обосновывая ценность Южных Курил, тогдашний директор СахНИРО В. Радченко уже говорил, что через несколько лет через островные проливы должна массово пойти иваси…
И, как видим, рыба пошла, хотя, конечно, какие-то определяющие выводы делать еще рано. Но если все действительно так, если начался очередной цикл иваси, это сулит нам немало выгод. Достаточно сказать, что в 70-80-е годы эта рыба занимала второе место в уловах нашего промыслового флота на Дальнем Востоке, ее добывали до 600 тысяч тонн в год.
Для сведения, за девять месяцев в водах Сахалина и Курил добыто свыше 547 тысяч тонн водных биоресурсов (на 150 тысяч тонн больше, чем в 2010 году). Основу вылова составляет горбуша - 183 тысяч тонн, минтай - 168 тысяч тонн, сайра - 61 тысяч тонн, кальмар - 38 тысяч тонн и терпуг - 30 тысяч тонн.
А теперь добавим к этому еще сотню-другую тысяч тонн иваси…
И тут возникают вопросы - а сумеет ли рыбная отрасль в нынешних экономических условиях оперативно среагировать на этот подарок природы с пользой для общества? Как быстро определится с размерами ОДУ наука? Смогут ли предприниматели найти новые суда, технологические линии, рабочие руки, рынки сбыта?
Конечно, все это вопросы будущего, но почему бы не продумать их хотя бы на предварительном уровне?