Валентин Балашов: «Мурманские рыбаки всегда будут под защитой российского государства»
04.10.2011
Источник: kp.ru
Руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства (ББТУ), прокомментировал ситуацию с «Сапфиром-2». |
Валентин Валентинович, как все происходило непосредственно в море, мы знаем со слов капитана «Сапфира-2» Владимира Писаренко. А что в это время происходило в ББТУ?
- 28 сентября около 20.00 раздался телефонный звонок, и стало понятно, что вечер перестает быть томным. По всему было ясно, что это попытка силового захвата нашего траулера, хотя на тот момент все только начиналось. В считанные минуты прошли все необходимые доклады и приняты решения. Была установлена прямая связь с руководителем оперативного штаба Росрыболовства, который находится постоянно в море, в районе промысла на инспекторском судне «Анграпа», переговорили с капитаном траулера, в управлении собрался штаб по координации промысла в районе Шпицбергена, подключились дипломаты и наш представитель в Норвегии. Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний держал ситуацию под контролем с самого начала.
- Кто первый сообщил о случившемся?
- Капитан «Сапфира-2».
- Как получилось, что капитаны других российских судов узнали о случившемся и пошли на подмогу «Сапфиру»?
- Хороший вопрос. Кто ходил в море, тот знает, что промысловый район - это как маленький город, где все соседи. Там есть радиосвязь, многие моряки знают друг друга, обмениваются новостями. В море люди помогают друг другу в трудную минуту. А кроме того, капитаны российских судов - это серьезные люди, они полноправные, законные представители государства, флаг которого развевается на корме. Все просто: они перестали бояться постоянных «наездов» со стороны зарубежных контролеров! В конце концов, всему есть предел. Там, в море, рыбаки почувствовали, что за ними стоит их страна - Россия. Кстати говоря, руководители всех рыболовецких компаний, чьи суда работали в тот вечер в этом районе, также собрались вместе в Мурманске. Союз рыбопромышленников Севера с первой минуты подключил все силы.
- Вы хотите сказать, что российские рыбаки готовы даже таким образом защищать свое право ловить рыбу на Шпицбергене по российским законам?
- Я хочу сказать, что они знают международное и российское законодательство не хуже чиновников и хотят, чтобы их защищало государство, гражданами которого они являются. В этой ситуации они почувствовали, что за ними - сила государства, потому что государство было рядом - на «Анграпе».
- Имелась надежда, что ситуация будет урегулирована непосредственно в море?
- Мы все исходили именно из того, что наши норвежские коллеги будут руководствоваться здравым смыслом, нормами международного права, да и просто будут уважать наши многолетние добрососедские отношения. Но увы - что-то, видно, изменилось.
- Почему норвежские инспекторы береговой охраны не пошли на переговоры с инспекторами Росрыболовства?
- Это у них надо спросить. Поинтересуемся на следующем совместном семинаре инспекторов.
- Как вы оцениваете эту ночную погоню в море - норвежский «Нордкап», плененный «Сапфир-2» и преследующая их «Анграпа»?
- Мощный, современный, полувоенный норвежский корабль, силой прихвативший с собой на буксире 35 российских рыбаков, с невероятной скоростью убегал от двух российских инспекторов, находящихся на маленьком пароходике. Выглядело все это, мягко говоря, странно. Причем наши сотрудники настраивались на переговоры и выяснение наличия нарушений со стороны российских рыбаков. И если бы действительно были какие-то нарушения, то и разговор повелся бы соответствующий.
- Неужели из-за двух рыбин норвежцы так себя повели?
- Каких-либо доказательств, по словам капитана российского траулера, ему предоставлено не было, поэтому о рыбинах пока говорить рано. Но было понятно с первой минуты, после того как на борт российского траулера высадились семь человек в военной форме, - ситуация не рядовая. Я не могу объяснять причину такой реакции.
- МИД России уже выразило свое отношение к этому инциденту. Как, на ваш взгляд, события будут развиваться дальше?
- Жизнь
продолжится, и рыболовство в Баренцевом море тоже. Реакция России на это событие была быстрой, четкой и не вызывающей никаких сомнений. Росрыболовство, как в свое время Министерство рыбного хозяйства СССР, будет всегда рядом с нашим рыболовным флотом во всех уголках мирового океана. Наши рыбаки могут спокойно работать и ловить рыбу. А их родные и близкие - быть уверены в том, что Россия своих не бросает.