Лососевая путина на Камчатке прошла на «отлично»
22.09.2011
Источник: fishonline.ru
В Камчатском крае завершен промышленный и любительский лов лососей сетными орудиями. Об итогах и перспективах красной путины, а также других видов промысла мы говорим с директором КамчатНИРО Сергеем Коростелевым. |
- Сергей Георгиевич, как оцениваете итоги лососевой путины?
- На отлично. Цифры говорят сами за себя. Для края установлен исторический максимум вылова - более 251 тысячи тонн. В первую очередь, он оказался максимальным для горбуши северо-востока Камчатки - более 176 тысяч тонн. Ее подходы сопоставимы с 2009 годом. Но за последние два года предприятия существенно нарастили береговую переработку, что позволяет ловить и обрабатывать всю подходящую к рекам рыбу.
- Уловы горбуши снова высоки. А что можно сказать о других видах лосося?
- Что касается нерки реки Озерная, тоже можно говорить о рекордных уловах. Резкое увеличение вылова началось в начале 2000-х годов. Кроме того, в 2007 году был пропуск на нерест большого количества производителей в силу несовершенства системы регулирования промысла. В последующем это даст еще более ощутимый рост добычи. Вылов нерки реки Камчатка тоже растет, хотя меньшими темпами.
С кетой ситуация стабильная за исключением кеты реки Камчатка. Там идет многовидовой промысел, что мешает обеспечить оптимальное заполнение нерестилищ кетой.
Вылов кижуча в этом году на Западной Камчатке также стал максимальным за последние годы.
Меньше оптимизма вызывает состояние популяции западно-камчатской чавычи. Ее запас уменьшается. Основная причина – интенсивный браконьерский промысел в реке Большой, где она воспроизводится. По этой причине ее промышленный лов уже не ведется второй год. Когда его разрешат, вопрос открытый.
Состояние запасов чавычи восточного побережья можно оценить как среднее стабильное.
- Существует ли предварительный прогноз подхода лососей на 2012-й и последующие годы?
- Пока можно сказать, что для путины 2012 года есть неплохие предпосылки. Мы наблюдали весьма обильный скат горбуши из рек западного побережья Камчатки. Он дает основания рассчитывать на столь же обильные возвраты производителей теперь уже к западно-камчатским рекам в 2012 году.
Что касается горбуши северо-востока Камчатки, наши авиаучеты свидетельствуют, что отнерестилось такое же количество производителей, что и в 2009 году. Надеемся, что 2013 год снова будет для рыбаков восточного побережья успешным.
Скат нерки из озера Курильское ниже среднего уровня за последние годы, но вполне способен обеспечить промысловый возврат и вылов 10-15 тысяч тонн. Численность поколения нерки реки Озерная 2007 года составляет немногим более 40 млн особей. Они будут обеспечивать промысловые возвраты частично 2012 года, а особенно 2013-го. Полагаем, что в эти годы вылов озерновской нерки может превысить 30 тысяч тонн ежегодно.
- На Камчатке нечетный год – рыбный для восточного побережья, а четный – для западного. Глава Росрыболовства Андрей Крайний предложил начать массовое строительство рыбоводных заводов, чтобы оба берега работали одинаково хорошо, независимо от четности лет. Это предложение будет воплощено в жизнь?
- Сейчас аквакультуре уделяется пристальное внимание. Государство готово ее развивать. В рамках этой политики правительство Камчатского края финансирует разработку программы по воспроизводству лосося. Мы примем в ней активное участие. Программа будет рассчитана до 2020 года. Возможно, что со временем она действительно позволит сгладить различия между востоком и западом.
- Ряд специалистов считают, что искусственно выведенный лосось представляет генетическую угрозу для дикого.
- Мы знаем эти опасения, поэтому подходим к работе ответственно и осторожно. Будем рекомендовать искусственное воспроизводство только на тех водных объектах, где естественные процессы уже нарушены.
- На какие объемы ориентируетесь?
- Окончательных цифр пока нет. Если взять для примера Сахалинскую область, там воспроизводство достигает порядка 800 млн экземпляров (в основном, кеты и горбуши). Возможно, это близкие для нас ориентиры.
- Какие виды лосося нуждаются в такой поддержке?
- Мы ставим вопрос иначе: какие виды наиболее перспективны для искусственного воспроизводства? Это кета и в меньшей степени горбуша.
- Во время путины ваши коллеги контролировали радиационный фон в связи с ситуацией на Фукусиме. Каковы результаты?
- Эта работа началась сразу после трагических событий в Японии. Она осуществлялась в воздухе, воде, объектах промысла. Судно ТИНРО-центра, оснащенное необходимой аппаратурой, работало в открытых водах Тихого океана, где нагуливался наш лосось. Контроль продолжался на его подходах к местам нереста и на берегу. Ни одного случая превышения естественного радиационного фона не выявлено.
- Результаты радиационного загрязнения могут проявиться в будущем?
- Наш институт не занимается такими прогнозами, поэтому не могу ответить.
- В августе руководители Росрыболовства провели ряд совещаний в Петропавловске. На одном из них местные рыбаки упрекнули науку в том, что завышен общий допустимый улов (ОДУ) терпуга в Петропавловск-Командорской подзоне. Такого количества в море нет. Поэтому рыбаки не могут его освоить. А если предприятие показывает низкое освоение квот, оно рискует их потерять. Почему возникла такая ситуация?
- Увеличение ОДУ терпуга обоснованно. Если его освоение на низком уровне, это не говорит, что ресурса нет. Причина в том, что некоторые компании не в состоянии его добывать. Для промысла терпуга нужны специализированные мощные суда. Предприятия, у кого есть такой флот и хорошие специалисты, работают успешно. Но доли квот получили и те, у кого возможности скромнее.
Та же ситуация складывается с корфо-карагинской сельдью. Ее запас достиг максимума, который позволяет вылавливать ее в больших количествах. Но та система, которая существует (распределение ОДУ по долям), не обеспечивает ее максимальный вылов. Мы предлагаем на период высокой численности сельди выводить этот объект из ОДУ. Но это возможно только с 2013 года, потому что приказ об «ОДУемых» и «неОДУемых» на следующий год уже подписан.
- КамчатНИРО проводит исследования морской акватории Командорского заповедника с целью дать рекомендации по возможному промышленному рыболовству. Допустимо ли оно в акватории заповедника?
- У заповедника есть 30-мильная охранная зона. О промышленном рыболовстве в ней речь не идет. Но изучать эти воды надо. Там воспроизводится достаточно крупная популяция минтая – командорская, которая мигрирует на нагул в Петропавловск-Командорскую, Западно-Беринговоморскую и Карагинскую подзоны, где подвергается промыслу. Поэтому мы должны знать ее состояние, чтобы дать рекомендации для этих трех подзон.
Кроме того, в акватории заповедника есть 5-мильная прибрежная зона, где хозяйственная деятельность разрешена, но пока ведется не в полном объеме. Она могла бы приносить пользу жителям Алеутского района при более эффективном использовании.
- На рыбопромысловых участках на Северных Курилах лов лосося осуществляется дрифтерными сетями. Хорошо известно, какой вред они наносят обитателям моря. Приемлем ли дрифтер на Северных Курилах, где живет большое количество различных млекопитающих, в частности краснокнижные каланы?
- Правила рыболовства этого не запрещают. Когда-то на Северных Курилах для промысла существовали 12-мильные запретные зоны. В то время численность каланов была на низком уровне. Сейчас их популяция в нормальном состоянии. Ничто ей не угрожает. Это позволило уменьшить охранные зоны, разрешить прибрежный промысел, в том числе лососей.
- Этот лосось - проходной, следующий к берегам Камчатки. Много говорится об ущербе, который причиняет морской дрифтерный промысел лососю, идущему на нерест в камчатские реки. А как насчет использования дрифтера у берега, на соседних Курилах?
- По данным ВНИРО, через Северные Курилы проходят лососи популяций Сахалина, Амура, Магадана. Но преимущественно это лосось западно-камчатского происхождения. Может ли использование там дрифтеров отразиться на уловах Западной Камчатки? Это вопрос не к науке. Мы даем рекомендуемый улов. А как его освоить не в ущерб соседям, регионы должны договариваться сами, что они и делают. Решено подписать соглашение между Сахалинской областью и Камчатским краем о том, чтобы держать этот промысел в определенных рамках. Со следующего года мы запланировали участие нашего сотрудника в режиме контрольного лова на судах, работающих в данном районе.
- Располагает ли ваш институт сведениями о начале буровых работ на Западно-Камчатском шельфе при отсутствии положительной экологической экспертизы?
- Информацию получаем пока только из Интернета. Мы принимали участие в оценке ущерба этих работ, давали рекомендации по районам и срокам. Но тендер на экологический мониторинг выиграл другой институт. Насколько мне известно, это МагаданНИРО.