Нам предстоит долгая работа
21.09.2011
Источник: www.fishnews.ru
В опубликованном Союзом переработчиков морепродуктов проекте Концепции развития СПМ среди основных задач названо создание системы добровольной сертификации предприятий и продукции. Эта идея была поддержана Федеральным агентством по рыболовству, о чем свидетельствуют высказывания заместителя руководителя ведомства Василия Соколова во время его визита на Камчатку и последующее совещание с участием специалистов Росрыболовства и Ростеста. Но насколько актуальна эта проблема для российского рыбного рынка? И какие причины могут побудить производителей участвовать в программе сертификации? Своими мыслями по этому поводу с РИА Fishnews.ru поделился председатель Союза переработчиков морепродуктов Юрий Алашеев. |
- Юрий Олегович, по каким причинам, на ваш взгляд, добровольная сертификация может быть привлекательна для остальных участников рынка? Кого, в первую очередь, она должна заинтересовать и почему?
- На сегодняшний день в России существует много контролирующих организаций, но, несмотря на это, все участники рынка понимают, что реального контроля за качеством рыбопродукции мало. Добровольная сертификация – этот тот путь, которым прошли многие страны мира, успешно решив эту задачу. Поэтому мы и выдвинули эту идею, к нашей радости, она встретила поддержку Росрыболовства, равно как и Ростеста, и многих представителей бизнеса. Потому что, повторюсь, это реальный путь для того чтобы добиться качества. В этом заинтересованы все участники рынка, которые думают о будущем и заинтересованы в устойчивом развитии отрасли и своей компании.
Этот процесс во многом напоминает те действия, которые были предприняты Федеральным агентством по рыболовству вместе с участниками бизнеса в лице Ассоциации добытчиков минтая и других рыбацких объединений, когда за пять лет удалось существенно изменить ситуацию с ННН-промыслом. У нас аналогичная ситуация: как в ликвидации браконьерства были заинтересованы все рыбопромышленники, нацеленные на стратегическое и долгосрочное развитие, так и в наведении порядка с качеством, создании системы добровольной сертификации, повышении и стандартов производства, и стандартов качества продукции заинтересованы все производители, которые строят серьезный бизнес.
- Каким образом сертифицированным продуктом можно заинтересовать розничных продавцов, если они в первую очередь ориентируются на цену?
- Да, розничные продавцы прежде всего ориентированы на цену, но в то же время все торговые организации стараются привлечь к себе покупателя, особенно покупателя с достатком, который беспокоится о своем здоровье и хочет приобретать качественную продукцию. Хотя, думаю, все люди заинтересованы в этом. Поэтому розничным сетям будет выгодно, чтобы осуществлялся нормальный контроль за качеством рыбы и морепродуктов и предприятия конкурировали не только ценой.
Ритейлерам нужно, чтобы покупатель к ним шел, выбирал именно их магазины, а для этого он должен быть уверен, что ему продают качественный товар. Наверное, сети не сразу захотят выложить на прилавки только продукцию, прошедшую добровольную сертификацию качества, – она будет разной. Но по мере того как потребители будут узнавать о том, какие сертификаты гарантируют качество, все больше и больше людей будет выбирать такую продукцию. Отсюда и интерес торговых сетей.
- В предложенной Союзом переработчиков морепродуктов системе сертификации упор делается на качество продукции, а ее происхождение и легальность не играют роли?
- На самом деле прослеживаемость будет просто частью этой системы. Качество и безопасность – это ведь очень смежные понятия. И система, которую мы надеемся создать совместно с Росрыболовством, Ростестом и ассоциациями, конечно же, будет обеспечивать как прозрачность всей цепочки поставок продукции из водных биоресурсов, так и ее безопасность и качество. Само собой, она должна соответствовать и техническому регламенту, который сейчас вынесен на обсуждение.
- Какая продукция и на каких этапах от вылова или выращивания до розницы может быть подвержена добровольной сертификации? Что из себя должен представлять процесс добровольной сертификации? Как и кем он должен быть организован и реализован?
- Во-первых, мы только разрабатываем этот механизм, до этого системы добровольной сертификации мы не строили, поэтому будем учиться по ходу дела. Мало того, и в России в целом этот процесс только начинается. Но я надеюсь, что при поддержке Росрыболовства и бизнес-сообщества мы с этим справимся. Свою помощь нам сейчас предложил и Ростест, который имеет большой опыт в выполнении подобных работ. Я надеюсь, что мы также сумеем правильно воспользоваться иностранным опытом – мы взаимодействуем с зарубежными ассоциациями, которые этот путь прошли, думаем, как адаптировать их наработки к российским реалиям. Сейчас мы договорились о том, что эксперты готовят нам предложения, как эту систему построить. И в конце сентября мы с Росрыболовством продолжим обсуждение этого вопроса.
- Привлечение к работе государственных ведомств не придаст добровольной сертификации «добровольно-принудительный» характер?
- Нет. В данном случае Ростест будет только подрядчиком, который поможет нам выработать правила и механизмы. Он выступает как эксперт, а не как организация, которая будет иметь эксклюзивные или потенциальные права.
- То есть вы подчеркиваете независимость от государства?
- Да, конечно, это будет общественное некоммерческое партнерство, которое учредят несколько отраслевых ассоциаций и, возможно, отдельные предприятия. В наблюдательный совет мы надеемся пригласить и государственные органы, но все равно это будет независимая организация. И добровольная – в этом и суть. Ты можешь получать сертификат или не получать – с государственными органами такой альтернативы нет.
- Как процесс добровольной сертификации может быть соотнесен с действующими в настоящее время процедурами контроля Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прочими надзорными органами? Не сочтут ли они вас в каком-то смысле конкурентами?
- Нет, мы никаким образом с ними не конкурируем и даже не думаем об этом, мы будем только помогать друг другу. Это совместная работа над одной задачей, просто у контролирующих органов появляется добровольный помощник, тем самым снимая с них часть забот. Мы им ничем не мешаем, не берем себе никаких полномочий. Они по-прежнему будут сертифицировать всех и вся, без них нельзя будет ничего продавать. Просто часть продукции будет проходить дополнительный контроль и сертифицироваться. Так что, наоборот, я думаю, мы – союзники. При необходимости наши эксперты могут помогать им разобраться в том, какие особенности могут быть у рыбы, или они могут нам помогать, мы можем сотрудничать на уровне лабораторий или институтов. У них очень широкие полномочия – это обязательная сертификация по всем группам пищевых продуктов, а у нас только по рыбе и морепродуктам и только добровольная. Таким образом, мы – очень маленькая часть спектра их работы и наличие нашего сертификата не будет никоим образом отменять необходимость пройти государственную сертификацию.
Важно понять, почему именно добровольная сертификация, а не государственная. Почему мы за то, чтобы дополнить государственную систему контроля добровольной. Государственную систему очень сложно сделать столь же эффективной – обязаловка есть обязаловка. У контролирующих органов нет мотивации, гарантирующей, что выданный сертификат действительно обеспечивает качество, потому что его все равно нужно получать и никто этого не избежит. Пускай они сегодня не имеют большого статуса – все наши сертификаты соответствия, ветеринарные свидетельства и прочее – они у всех есть и ничего не доказывают. И это никаким образом не беспокоит ведомство, которое их выдает.
Напротив, если орган добровольной сертификации начнет выдавать свои сертификаты кому попало, он моментально потеряет всякий смысл своего существования. Туда просто никто не будет обращаться. Если этот сертификат не будет ничего значить, а будет иметь статус еще одной бумажки, то какой смысл его получать. Поэтому этот орган жизненно заинтересован в том, чтобы его бумага действительно гарантировала качество. Его эксперты обязаны, во-первых, быть профессионалами в своей области, чтобы на самом деле отличать качественную продукцию от некачественной, обеспечивать сертификацию производства, прослеживаемость промысла и т.д. А во-вторых, они должны быть неподкупными, потому что если любой сможет купить сертификат, он сразу утратит свою ценность.
- В других отраслях пищевой промышленности уже есть аналогичные системы добровольной сертификации?
- Хорошо работающей системы добровольной сертификации на сегодняшний день в Российской Федерации нет. Все это только планируется в разных отраслях. По крайне мере мы как потребители о них не слышали. В нашем случае очень удачно получилось, что эта инициатива поддержана Федеральным агентством по рыболовству, как только она была высказана. Это вселяет оптимизм. Более того, инициатором этой работы сейчас является Росрыболовство. На последнем совещании Ростест сказал, что это уникальное совпадение, и они не знают другой такой отрасли, где была бы одновременно и инициатива бизнес-сообщества, и инициатива со стороны государства.
- Как добровольная сертификация может отразиться на конечной цене продукта?
- Получение сертификата практически никак не скажется на цене продукции, поскольку затраты непосредственно на сертификацию составят доли процента от полной стоимости. Но производство качественной продукции с соблюдением всех норм и требований само по себе выходит дороже и, получив такой сертификат, производитель сможет обосновывать как потребителю, так и розничным предприятиям, почему стоимость его продукции выше: ее качество гарантировано дополнительной, настоящей проверкой. А потребитель всегда сможет выбрать, хочет ли он покупать продукцию с такой дополнительной гарантией или нет.
- Каких правовых основ потребует введение института добровольной сертификации?
- Никаких особенных изменений нормативно-правовой базы введение института добровольной сертификации не требует. Мы можем сами договориться о том, чего мы хотим. Конечно, этот вопрос требует тщательной проработки и мы только начинаем им заниматься, но пока ни бизнес, ни привлеченные эксперты никаких противопоказаний не видят. Это добровольное дело – кто хочет, проходит эту систему и получает сертификат, кто не хочет – торгует по-прежнему, и тут нет никаких правовых проблем. Но, разумеется, мы планируем привлечь к разработке механизмов сертификации юристов, чтобы соблюдать все требования законодательства.
- Добровольная сертификация – это благо, в первую очередь для переработчиков или для потребителей? Готов ли отечественный потребитель воспринимать сертифицированный продукт как гарантию качества или эта идея рассчитана в основном на зарубежные рынки?
- Я считаю, что это благо для всех. Потребители будут иметь возможность отличать качественную продукцию от некачественной, а переработчики, которые заинтересованы в долгосрочном развитии рынка и заботятся о соблюдении всех стандартов и правил, смогут показать, чем они отличаются от тех, кто этого не соблюдает. Поэтому это в интересах как потребителей, так и переработчиков.
Готов ли потребитель воспринимать сертифицированный продукт как гарантию качества, будет зависеть от того, насколько наш сертификат будет реально обеспечивать это качество и насколько широко мы сможем проинформировать об этом потребителя. Я думаю, что со временем наш потребитель воспримет эту идею, потому что мы рассчитываем, конечно же, на российский рынок. На зарубежных давно уже существует добровольная сертификация, которой потребитель доверяет.
- Наверное, самая большая работа будет не столько в том, чтобы убедить в пользе добровольной сертификации производителей, сколько донести до потребителей ее преимущества.
- Да, поэтому, во-первых, у нас в стратегии пункт о создании системы добровольной сертификации – это только часть общей системы, которая должна быть увязана с системой технического регулирования. А во-вторых, неотъемлемой частью этого процесса является создание агентства по пропаганде морепродуктов, которое будет объяснять, почему данный сертификат гарантирует качество продукции, и позиционировать рыбу как полезный продукт, потребление которого продлевает жизнь и улучшает здоровье. Дольше всех, как известно, живут норвежцы и японцы, которые едят рыбы больше всех на планете. Это агентство на постоянной основе будет работать с потребителями, торговыми сетями и предприятиями, разъясняя им различные аспекты качества, происхождения рыбы и безопасности. Безусловно, нам предстоит долгая работа, но с чего-то надо начинать.