Судостроительная дилемма
10.06.2010
А чем это все заняты? А все пишут письма… в Правительство, в Минобороны, в Верховый суд, в Росрыболовство. Так ведь есть о чем писать. Поручения председателя Правительства не выполняются, ОСК не собирается ничего строить, в теруправлениях сидят взяточники, таможенники тянут кота за хвост, а железнодорожники… Железнодорожники просто делают тоже, что и всегда. То есть все идет по плану. |
Тема недели – опять судостроение. Правительство твердо настроено вернуть эту отрасль на родину. За дело взялся сам президент. Медведев подписал указ строго до 15 июля внести в Госдуму законопроект, направленный на развитие российского судоходства и судостроения. По этому законопроекту предусматривается создание специализированных судостроительных зон, которые будут иметь специальные налоговые и таможенные режимы. Это путь, по которому развивалось судостроение в Азии. Одна зона, сдается, будет у нас, вторая это, ясно дело, Север, ну а третья – вновь образованный Южный центр судостроения и ремонта в Астраханской области. Для его создания Медведев наделил Объединенную судостроительную корпорацию «статутными» правами по проведению внешнеторговых операций по экспорту-импорту судов, плавсредств, судового и другого оборудования, а также лизинга. При этом совсем недавно проведенная Счетной палатой в ОСК проверка показала, что Корпорация не особо стремится развивать судостроение. Средства, выделенные на развитие лизинга морских и речных судов, спокойно лежат на счетах, принося доходы их владельцам, а предприятия, входящие в Корпорацию, убыточны. Теперь вот Коллегия Счетной палаты готовит представление в Минобороны. Вот что интересно… А читает ли Медведев или Путин, ну, скажем, новостные ленты, или они все узнают из писем и докладов? Письма, кажется, пишут все.
Рыбопромышленники же по-прежнему не уверены, что смогут позволить себе ждать 4 года судно стоимостью 100 миллионов долларов, а вот отечественные судостроители в лице, к примеру, Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь», утверждают, что не все так плохо: при заказе серии базовых судов их возведение пройдет в более короткие сроки, да и стоимость снизится. Естественно, заказ на зарубежное оборудование будет выполнен намного быстрее, если он будет более объемным и значимым для завода-производителя.
Похоже, что словам премьер-министра Путина могут спокойно присвоить статус «пустой звук» - настолько нечасто его поручения выполняются в срок и как положено. К примеру, его указ к 1го июня внести предложения по упрощению таможенного режима был просто пропущен таможенниками мимо ушей, хотя, помнится, они весьма активно поддержали эту инициативу. А теперь вот быстро нашли отговорку: мол, с 1 июля все равно будет Таможенный союз, туда надо вносить изменения, а не в российское законодательство. Ну что остается делать? Снова жаловаться в Правительство.
Вот и полпред президента на ДВ, Виктор Ишаев, удивляется: «Вообще удивительно, когда председатель Правительства дает поручения, а они так плохо выполняются. Что-то с дисциплиной не так». Это он о 12 камчатских ярусоловах, экипажи которые льют горючие слезы – суда полностью снаряжены и готовы выйти на путину, еще две недели - и положенные им квоты освоены не будут. Ишаев давит на банк, на членов Правительства, рассылает «шифровки». Но пока письмо в пять строчек на Кипр Внешэкономбанк писать не хочет. «На судне таких исполнителей приказа капитана списали бы на берег в первый же день» - трогательно и искренне возмущается Ишаев.
Проснулась ВАРПЭ и стала обсуждать наболевшее. Сразу же настрочила давно назревавшее письмо по поводу поведения камчатских судей, которые забирают суда у рыбопромышленников без адекватных на то причин (по формальным правонарушениям). А что там собираются модернизировать, если скоро все оставшиеся суда конфискует камчатский суд? Жалобу направят в Верховный суд и на обсуждение Правительственной комиссии. Также в ВАРПЭ (внезапно!) посчитали неприемлемой обязательную реализацию рыбопродукции через рыбные биржи. Так что теперь к руководству Росрыболовства обратился с письмом еще и президент ВАРПЭ, Юрий Кокорев. Стол у Крайнего уже, должно быть, завален письмами, но он с пути, похоже, не сойдет.
Для Камчатки, кстати, рыбная отрасль не просто важна, она выпускает более 50 процентов объёма промышленной продукции края, а более 90 процентов приходится на рыбохозяйственный комплекс в экспортном потенциале Камчатки. При этом возраст почти 90% судов превышает 15 лет. Вот и Правительство Камчатского края начало реализацию долгосрочной краевой целевой программы по развитию рыбохозяйственного комплекса – ну как всегда, развитие глубокой береговой переработки, создание дружественной управленческой среды.
А Правительство продолжает выделять деньги на субсидирование ставок по кредитам на модернизацию и обновление флота – теперь и на 2010 год. Образцово-показательно заботится. Не иначе как собирается сказать: а вот мы вам давали, а вы не брали… кто теперь виноват?
Но не все так плохо. Внезапно аукцион по продаже долей квот впервые проведен без видимых «косяков». Аукцион распространялся на Северный рыбохозяйственный бассейн и районы международных договоров. Среди трех лотов, выставленных на торги, есть и очень «жирный» - синекорый палтус, цена на него в ходе торгов выросла в 90 раз. По крайней мере, генеральный директор не очень богатой (палтуса позволить себе не могут) компании «Рыбфлот-ФОР» утверждает, что участники рубились «по-честному».
Стало быть, история со взяткой все-таки проучила кого надо?
С другой стороны, возьмем Западно-Каспийское теруправление Росрыболовства. Здесь всем живется очень хорошо. Все, начиная от начальника, берут взятки всякими разными способами. Руководитель просто выписывает себе премию «за красивые глаза» на 200 тысяч рублей, другие сотрудники ведут активную предпринимательскую деятельность, не докладывая никому об этом. А что докладывать, если они предоставляют рыбопромысловые участки злостным неплательщикам в казну (т.е. исправным плательщикам в карманы чиновников), выдают разрешения на вылов перекупщикам, не добывающим рыбу вообще, тратят бюджетные средства на родственников ну и все в таком духе.
Любопытно все же другое – кто инициировал проверку Генпрокуратурой Западно-Каспийского теруправления, и почему полетели головы? Неспроста это, достали кого-то сильно ставленники столицы… Любопытно, как пройдет путина под их руководством.
Путина тем временем набирает обороты. Строятся прогнозы, прежде всего, касающиеся уловов и их реализации. Вот, например, руководитель аналитической группы «Рыбный союз» и «Хладопродукта» Тимур Митупов предполагает, что в эту путину уловы пойдут-таки на российский рынок – т.к. их будет меньше, следовательно, потребность в них будет выше. Кстати, по показателям «Хладопродукта» мы потребляем 500 тысяч тонн красной рыбы, 110 из которых – импортная продукция. Арифметика какая-то странная и не сходится с картиной уловов, не говоря уже о теоретических возможностях логистики перевести 390 тысяч тонн рыбы… Практики же (те, кто торгует рыбой и ее перерабатывает, а не рассуждает на этот счет) очень сдержаны в своих прогнозах. По их мнению, горбуша не очень востребована на внутреннем рынке, а чтобы ее начали покупать, цена на нее должна упасть ниже цены на минтай, чего, естественно не случится. Рыбаки же, наученные прошлой путиной, требуют предоплату за рыбу в размере 35 рублей за килограмм.
Железнодорожники же лениво почесываются. У них, мол, все в порядке, цена на перевозки не растет, основной ажиотаж придется на июль, а с таким-то маленьким количество рыбы они точно справятся, ведь в прошлом году все очень «оперативно» развезли. Не все, конечно, а лишь «заявленный» объем. Пока что с заявками в «Рефсервисе» не густо, а их необходимо предоставлять заранее, чтобы водитель поезда успел покурить, поесть, выспаться перед долгой дорогой.
Хорошие изменения однако есть – теперь функции по управлению парком изотермического подвижного состава возьмут на себя Северо-Западный и Дальневосточный региональные диспетчерские центры. Остается надежда, что это как-то скажется на оперативности работы перевозок, но вот что делать с их стоимостью…
Впрочем, скоро красная рыба нам и не понадобится. Скоро мы сможем превратить в морскую любую пресноводную рыбину. Именно это и случилось в Малайзии. Там ученые взяли и заставили тиляпию жить в соленой воде, теперь ее можно будет выращивать и на марифермах и кормить ею голодных азиатов в удвоенных или даже утроенных объемах. Тиляпия превратилась в морскую по-честному, поменяв свой тинистый пресноводный вкус на столь любимый нами вкус моря. Рано говорить о массовом производстве, но ученые работают над возможными внутренними дефектами, и в будущем таких видов «пресноводных» морских рыб станет больше.
Наталия ВЛАДИМИРОВА, fishery.ru
В природе насчитывается более 70 видов тиляпий, из них очень многие живут не в пресной, а солоноватой воде, есть и виды, толерантные к высокой солености. Так что ничего особенно сенсационного в этом нет.