Герман Зверев: «Эффективность схем лизинга – 9%»
17.05.2010
На очередном собрании Ассоциации добытчиков минтая была озвучена идея создания Морской лизинговой компании, а также новый проект строительства супертраулера стоимостью 70 миллионов евро. Время идет, очередные проекты появляются как грибы, а воз судостроения и ныне там. Эффективность лизинга в России пока что очень мала – считает президент АДМ Герман Зверев. |
- На последнем заседании Ассоциации добытчиков минтая администрация Приморского края озвучила идею создания Морской лизинговой компании. Как вы думаете, лизинговые схемы в принципе могут успешно работать в России?
- Пока успешных примеров применения лизинга в сфере отечественного рыболовства немного. В 1989-1994 годы под гарантии правительства, то есть на условиях финансового лизинга, при участии специализированной организации «Рыбкомфлот», было построено 66 судов для нужд российской рыболовной индустрии. Половины из этих судов уже нет, они проданы, перепроданы и для отечественного рыболовства не существуют. Существует 33 судна, из них – шесть перешли в собственность фрахтователей, по ним выплачены все обременения, а оставшиеся 27 судов с 1 января 2009 года выведены из производственного процесса. Так что эффективность этой лизинговой схемы можно оценить очень просто - 9%. 6 из 66 судов перешли в собственность фрахтователей, а залогодержатель вернул платежи.
- Ситуация с 90-х годов все-таки поменялась в лучшую сторону…
- Да, есть положительные изменения. Первое: меняется рыболовная отрасль: становится стабильнее и предсказуемее. Второе: изменились лица в рыболовной отрасли. Сейчас в ней присутствует гораздо больше экономически продвинутых людей. Изменилась и международная система координат в сфере юридического регулирования прав собственности на морские суда после присоединения России в 1998 году к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках. Хотя неприсоединение к этой конвенции Кипра создаёт большие затруднения и риски для тех, кто внесёт лизинговые суда в морской реестр Кипра. Насколько мне известно, из-за этого противоречия 12 камчатских ярусоловов пока не могут начать работу, они до сих пор не внесены в российский морской реестр.
- Как вы относитесь к идее покупки технологий строительства судов за рубежом?
- Если проанализировать новейшую историю строительства российского флота, то увидим, что за последние 20 лет было введено в строй около 800 рыбопромысловых судов, из них ни одного крупнотоннажного судна российского производства. Производственно-техническая структура отечественного судостроения сама задает коридор решений: малотоннажные и среднетоннажные суда. Для океанического флота пока нет производственной базы. Значит, надо идти по пути кооперации. Поэтому, насколько мне известно, сейчас рассматривается в качестве наиболее реального как раз такой проект – приобретение каких-то кусков, технических фрагментов за рубежом и последующая их сборка на российских производственных площадках.
- Что касается стоимости судов… Озвученная на собрании сумма в 80 миллионов евро за супертраулер, по-моему, находится за пределам этой реальности…
- Вся официальная инвестиционная программа рыболовной отрасли в прошлом году составила около 3 млрд. рублей. Если перевести её в стоимость анонсируемых на нашем собрании судов – получается одно крупнотоннажное судно и одно малотоннажное судно. На всю отрасль! Допустим, что статистика несколько скромничает, и реальный объем денег, пригодных для инвестирования больше, но не в десять же раз! Поэтому нас ждут иные технологические и конструкторские решения. Я уверен, что рыболовное судостроение сейчас на пороге революционных изменений в проектировании и сооружении добывающих и перерабатывающих судов. Совершенно очевидно, что реальная прибыльность рыболовства и прогноз водных биологических ресурсов уже не позволят наращивать производство индустриальных гигантов. Конечно, один-два-три экземпляра будут появляться, но мы наблюдаем постепенный переход к более экономичным технологиям промысла.
- Насколько быстро может начаться обновление флота с такими темпами, если, допустим, в сентябре объявят о создании Морской лизинговой компании?
- Построить можно быстро, максимум за полтора года. Но не стал бы искать в идее лизинговой компании особенную привлекательность для рыбаков. Если хотите, она для рыбаков – утешительный приз. Государство гарантирует стабильность правил наделения долями на десять лет, но взамен понуждает рыбаков к инвестициям в отечественное судостроения. В этом главная цель - развитие судостроения. Система будет заточена под этот сектор. Ну а мы – сбоку.
Наталия ВЛАДИМИРОВА, fishery.ru