e-mail пароль Напомните мне пароль  
Рыба, морепродуктыКета ПСГ 1/22 склад Урбанфиш, переработка. Документы!!! Цена 275 руб/кг. Обьем 10 тоннВладивосток. Штурман, ООО, Владивосток
 

Валентин Балашов: стратегия В.В. Путина о потреблении рыбы населением России



26.06.2020 Источник: fishkamchatka.ru

В 2020 году согласно Стратегии В.В. Путина ежегодное потребление рыбных продуктов достигнет 28 кг на одного жителя России, а производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных составит 5255 тыс. тонн. Именно эти цифры утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года». В конце 2020 года Минсельхоз России отчитается о реализации Стратегии В.В. Путина и предложит свой вариант дальнейшего развития.

Принципиально важно то, что при подписании указанного правительственного Распоряжения в 2012 году потребление рыбной продукции в Российской Федерации учитывалось и планировалось в весе готовой пищевой продукции (товарный вес). Для понимания того, что может происходить дальше с потреблением море- и рыбопродуктов на российском внутреннем рынке необходимо провести анализ некоторых принятых государственных актов и официальной отчетности.
Основные показатели работы рыбного хозяйства

При оценке состояния рыбного хозяйства следует исходить из анализа выполнения главной функции отрасли, озвученной Президентом Российской Федерации на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации 19 октября 2015 года. Работа рыбного хозяйства России в первую очередь направлена на обеспечение продовольственной безопасности и рост потребления рыбной продукции.

Согласного текста Распоряжения Правительства России от 12.04.2020 N 993-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» в 2019 году достигнуты следующие результаты.

1. Общий объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов российскими пользователями во всех районах Мирового океана, а также во внутренних (пресноводных) водных объектах составил 4916,84 тыс. тонн (включая изъятые объекты товарной аквакультуры). Это на 193 тыс. тонн меньше, чем в 2018 году.

2. Производство рыбы, переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков составило 4210 тыс. тонн (продукция из уловов рыбы и других водных биоресурсов, выращенных объектов российской товарной аквакультуры, импортного рыбного сырья, а также запасов сырья на начало отчётного года). Это соответствует уровню 2018 года, но на 616 тыс. тонн меньше запланированного В.В. Путиным на 2019 год объема производства рыбной продукции в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р. Действующее).

3. Объём экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, включая экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля, составил 2099,7 тыс. тонн, что на 136,3 тыс. тонн меньше, чем в 2018 году (03 группа ТН ВЭД ТС, с учётом готовой и консервированной рыбной продукции - позиции 1604 и 1605 ТН ВЭД ТС).

4. Импорт из стран дальнего зарубежья и стран СНГ – 640 тыс. тонн. Это на 41 тыс. тонн больше, чем в 2018 году.

Следует отдельно отметить, что указанные государственные цифры учитывают всю без исключений море- и рыбопродукцию, поступающую в течение календарного года на территорию Российской Федерации и убывающую из нее. Можно сколь угодно долго обзванивать домохозяйства, проводить интервью и делать любую репрезентативную выборку, но от этого на территории России больше или меньше рыбы не станет. Число граждан, населяющих нашу страну и государства Евразийского экономического союза, также известно с высокой точностью.
Внутренний рыбный рынок

В 2019 году из общего объёма производства анализируемой группы товаров большая часть море- и рыбопродуктов, произведенных из российских уловов, реализована на внешних рынках (экспорт). Другая часть была продана на рынках Таможенного союза стран Евразийского экономического союза (далее - ТС ЕАЭС). В общем рынке ТС ЕАЭС проживает 184 млн человек. В этих странах люди едят рыбу по-разному: в Белоруссии не более 13 кг/чел/год, Казахстане 7,5 кг/чел/год, в Армении и Киргизии менее 3-х кг/чел/год. Ежегодно из Российской Федерации на рынки стран ТС ЕАЭС поставляется не более 200 тыс. тонн пищевой рыбной продукции.

Из общего объёма российского производства рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных, который в 2019 году составил 4210 тыс. тонн (с учётом использования импортного рыбного сырья), необходимо вычесть готовую продукцию, проданную на экспорт (2099,7 тыс. тонн), а также на рынки ТС ЕАЭС (200 тыс. тонн).

Не менее 70% объёма ежегодного импорта рыбной продукции поступает на перерабатывающие заводы, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, и в результате, учитывается в статистической отчётности этих хозяйствующих субъектов как данные о «производстве рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных» (за исключением производственных отходов).

На основании анализа данных государственной отчетности,объём готовой пищевой рыбной продукции (с учётом использования импортного рыбного сырья) для реализациина внутреннем рынке Российской Федерации также, как и годом ранее, в 2019 году составил не более 1,9 млн тонн(с учётом реализации в торговле импортной готовой продукции из рыбы и морепродуктов).
Потребление рыбы

Согласно государственным данным о производстве готовой пищевой рыбной продукции, а также данным таможенной статистики, с учётом части объёма импорта рыбной продукции, которая без переработки на территории России была направлена на реализацию в розничные торговые сети, в 2019 году потребление в России (146,75 млн чел.) указанной группы товаров на одного жителя страны составило не более 12,9 кг в весе готовой пищевой рыбной продукции (товарный вес). Это уровень потребления рыбных продуктов населением Советского Союза в начале 60-х годов прошлого столетия. Или поскризисный (распад СССР) уровень потребления рыбопродуктов в товарном весе (1990 год - 20,4 кг/чел., 2000 г. - 10,4 кг/чел., 2005 год - 12,6 кг/чел. - «Российский статистический ежегодник»).

Максимум потребления рыбы в России в XXI веке был зарегистрирован в 2017 году - 17,1 кг/чел. (в товарном весе). При этом добыча водных биоресурсов в этом году составила 4,27 млн тонн, это почти на 650 тыс. тонн меньше, чем в 2019 году.

Минздрав России в 2016 году установил отвечающий современным требованиям здорового питания рекомендованный объём потребления рыбных продуктов – 22 кг/чел/год в товарном весе (весе готовой продукции).

С 2015 года в Российской Федерации потребление рыбных продуктов упало почти на 25%. В последние шесть лет по данному показателю Россия откатились на уровень наименее развитых стран.
Публикации стратегий развития рыбной отрасли

1. Концепция. «Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года», одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. No 1265-р (М.М. Касьянов). Действующая.

Концепция определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли на долгосрочный период. План мероприятий по реализации Концепции включает формирование нормативной правовой базы и совершенствование государственного управления в сфере рыбного хозяйства. Принципиальным направлением работы, обеспечивающим рост объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, является «Реализация региональных направлений национальной морской политики, в том числе атлантического, арктического, тихоокеанского, каспийского и индоокеанского, в целях обеспечения российского вылова за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации». Это соответствует положениям Морской доктрины Российской Федерации и «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года».

Концепция не устанавливает целевых показателей работы рыбной отрасли.

2. Стратегия №1. «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», утверждена Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 г. N 246. Действующая.

Стратегия №1разработана на основе положений указанной Концепции. В документе изложено два сценария функционирования рыбного хозяйства в долгосрочной перспективе.

1. Инерционный сценарий. При реализации данного сценария уловы водных биоресурсов до 2020 года составят 4,9 млн. тонн.

2. Инновационный (целевой) сценарий. Результатом реализации данного сценария станет увеличение уловов водных биоресурсов к 2020 году до 6580 тыс. тонн или, объемов производства товарной пищевой рыбной продукции до 5255 тыс. тонн. Среднедушевое потребление рыбных товаров (товарный вес) к 2020 году достигнет 28 кг.

По инновационному (целевому) сценарию запланировано к 2020 году размещение уловов по зонам промысла:

ИЭЗ РФ – 3450 тыс. тонн, ИЭЗ зарубежных стран – 875 тыс. тонн, Мировой океан – 1575 тыс. тонн, внутренние водоемы – 680 тыс. тонн.

В Стратегии №1 подробно изложен раздел «Формирование развитого внутреннего рынка рыбной продукции и его эффективной функциональной инфраструктуры», определено размещение объемов вылова водных биологических ресурсов по федеральным округам и приморским субъектам РФ,показан баланс производства и потребления пищевой рыбной продукции по Российской Федерации.

Например, продукция (товарный вес) из собственного рыбного сырья первого предъявления, направляемая на потребление населением в 2020 году планируется в объеме 3976 тыс. тонн. В 2020 году для внутреннего производственного потребления на береговых предприятиях рыбопереработки планируется сырьевое обеспечение в объеме 1000 тыс. тонн. На 2020 год запланированы: импорт пищевой рыбной продукции– 600 тыс. тонн, экспорт пищевой рыбной продукции– 879 тыс. тонн.

3. Стратегия №2. «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», утверждена Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, Распоряжение от 17 апреля 2012 г. N 559-р. Действующая.

Для рыбоперерабатывающей промышленности Стратегией №2 установлены ежегодные целевые индикаторы развития производства рыбной продукции («Производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных») и среднедушевого потребления рыбной продукции, соответствующие показателям инновационного (целевого) сценария Стратегии №1.

4. Стратегия №3. «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная Правительством России (Д.А. Медведев), Распоряжение от 26 ноября 2019 года № 2798-р. Действующая.

В Стратегии №3 впервые устанавливается существенное снижение основного целевого производственного показателя Стратегии №1 - объем ежегодной добычи (вылова) водных биоресурсов.

Как следствие Стратегией №3 планируется снижение показателя производства рыбной продукции, установленного индикатором развития производства рыбной продукции в утвержденной в 2012 году В.В. Путиным Стратегии №2 («Производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных»).

В Стратегии №3 утверждается, что «ресурсная база отечественного рыболовства обладает значительным потенциалом по наращиванию объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов. По данным отраслевой науки, сырьевая база отечественного рыболовства в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, внутренних вод и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях на 2019 год (за исключением объектов совместного регулирования Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству) оценивается в 5,2 млн. тонн сырья».

В соответствии со Стратегией №3 развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации обеспечивается следующими объемами сырьевых ресурсов.

1. Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2020 году – 5194 тыс. тонн. Это на 1386 тыс. тонн меньше установленного на 2020 год целевого показателя в Стратегии №1.

2. Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2030 году – 5396 тыс. тонн. Это на 1184 тыс. тонн меньше установленного даже на 2020 год целевого показателя в Стратегии №1.

В Стратегии №3 государством устанавливается фактическое снижение уровня ежегодного среднедушевого потребления рыбных товаров от запланированных В.В. Путиным в 2012 году.

1. Потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в 2020 году составит 22,2 кг в живом весе (вес сырца). Это арифметически на 5,8 кг меньше целевого показателя, установленного на 2020 год Стратегиями №1 и №2. Однако учитывая то, что в 2009 г. и в 2012 г. данный целевой показатель установлен в товарном весе (вес готовой пищевой рыбной продукции), а в 2019 году уже в живом весе (вес сырца), то фактическая разница (в сторону уменьшения) в планируемом уровне ежегодного среднедушевого потребления рыбных товаров в 2020 году составляет не менее 12 кг в товарном весе (вес готовой пищевой рыбной продукции).

2. Потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в 2030 году составит 25,0 кг в живом весе (вес сырца). По указанным выше причинам фактическая разница в уровне ежегодного среднедушевого потребления рыбных товаров Стратегией №3 планируется на 2030 год на 10 кг меньше (в товарном весе), чем установлено Стратегиями №1 и №2 даже на 2020 год.

Целевые показатели объемов ежегодного производства готовой пищевой рыбной продукции в Стратегии №3 отсутствуют (в отличие от Стратегий №1 и №2).

В Стратегии №3 отсутствует план мероприятий по существенному увеличению присутствия российских рыбопромысловых судов и росту объемов добычи (вылова) водных биоресурсов в дальних районах Мирового океана.

5. Стратегия №4. «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства России от 12.04.2020 г. N 993-р (М.В. Мишустин). Действующая.

Стратегия №4 в части, касающейся рыбохозяйственного комплекса, полностью базируется на материале Стратегии №3. То есть, основные производственные показатели по отношению к аналогичным показателям Стратегий №1 и №2 существенно снижены (сравнения см. Стратегия №3, пункт 4).

Целевые показатели объемов ежегодного производства готовой пищевой рыбной продукции в Стратегии №4 также отсутствуют (в отличие от Стратегий №1 и №2).

Обескураживает предложенная Стратегиями №3 и №4 цифра основного производственного показателя рыбной отрасли – объем добычи (вылова) водных биоресурсов. Фактически «значительным потенциалом по наращиванию объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов» в период до 2030 года является «замёрзшая» цифра 2019-го года - 5,2 млн. тонн (без объектов совместного регулирования Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству).

6. Стратегия №5. В настоящее время Минсельхоз России разрабатывает проект правительственной «Долгосрочной стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года», которая заменит Стратегию №2. Пока текста раздела «рыбоперерабатывающая промышленность» в проекте документа отсутствует.
Перспективы потребления рыбной продукции в Российской Федерации

В соответствии со Стратегией №3, в связи с началом «филетизации» массовых промысловых объектов (тресковые виды рыб), после ввода в эксплуатацию соответствующих производственных фондов (ориентировочно к 2024 году), ежегодные объемы (в тоннах) производства рыбной продукции из российских уловов морской рыбы снизятся не менее, чем на 500 тыс. тонн. К 2030 году в соответствие с масштабными планами отраслевого регулятора по увеличению объемов производства филе из тресковых видов рыб, это снижение может достичь 900 тыс. тонн. Учитывая целевые показатели российской добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанные в Стратегиях №3 и №4, в среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к падению уровня среднедушевого потребления рыбных продуктов населением Российской Федерации.

В данной ситуации возможны следующие пути решения.

1. Активно растущий новый российский сегмент производства лососевых объектов товарной аквакультуры (форель, лосось) частично сможет компенсировать на внутреннем рынке снижение объемов производства пищевой рыбной продукции из морского рыбного сырья. Но необходимо учитывать, что производственные затраты и розничные цены на искусственно выращенную «красную» рыбу выше, чем на рыбу, выловленную рыбопромысловыми судами в море. Бурно развивающееся в России товарное выращивание устриц и мидий всерьез не может рассматриваться в качестве замещения массовых видов рыб. В связи с этим, учитывая уровень доходов населения, перечисленные виды продукции товарной аквакультуры не смогут полностью заменить на внутреннем рынке Российской Федерации «уходящие» объемы используемых для производства филе тресковых видов рыб.

2. Замещение выпадающего с внутреннего рынка объема готовой пищевой рыбной продукции возможно решить также за счет увеличения импорта соответствующих платежеспособным потребностям населения рыбных продуктов и (или) дополнительных поставок иностранного рыбного сырья для российских береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Однако в соответствие с Указом Президента России от 21 января 2020 г. № 20 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации”, увеличение импорта продовольствия ограничено индикатором продовольственной безопасности (пороговое значение показателя) в части, касающейся рыбы и рыбопродуктов (в живом весе - весе сырца) - не менее 85 процентов (отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления).

3. Потенциально остаются некоторые возможности увеличить российскую добычу (вылов) водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана, исключительных экономических зонах иностранных государств (на двухсторонней договорной основе) и районах действия международных конвенций в области рыболовства (на многосторонней договорной основе). Однако кроме мероприятий по добыче антарктического криля ничего другого, связанного с промысловой эксплуатацией дальних районов Мирового океана, в «Плане мероприятий по реализации Стратегии №3» нет. Криль сам по себе в принципе не может заменить какую-либо рыбную продукцию на внутреннем рынке, поэтому этот вид водных биоресурсов не решает обсуждаемую задачу. В этой связи в Стратегии №3 в сводном прогнозе привлечения инвестиций на период до 2030 года еще указан Проект «Развитие отечественного промысла тунцов». Но если даже предположить, что страны участники соответствующих международных организаций в области рыболовства согласятся выделять России какую-то небольшую квоту добычи (вылова) тунцов, то это точно не тот продукт питания (цена) и не тот объем, который необходим российскому населению для замены массовых тресковых видов рыб.
Заключение

1. Стратегии №3 и №4 объявляют на ближайшие десять лет «отраслевой застой» в обеспечении сырьем отечественной рыбоперерабатывающей промышленности, включая рыбопромысловые суда. Это создает условия для роста цен на рыбную продукцию на внутреннем рынке и обеспечивает продолжение стагнации среднедушевого потребления рыбных продуктов в Российской Федерации.

2. Реализация указанных в Стратегии №3 целевых показателей производства филе из массовых тресковых видов рыб в среднесрочной перспективе приведет к сокращению количества рыбопромысловых судов и падению уровня среднедушевого потребления рыбных продуктов в связи с сокращением их объемов на внутреннем рынке Российской Федерации.

3. Отсутствие в Стратегиях №3 и №4 раздела «Производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных» не позволяет обосновать заявляемые целевые показатели среднедушевого потребления рыбных товаров на период до 2030 года. Это не соответствует базовым требованиям «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20, а именно, не обосновывает продовольственную независимость Российской Федерации в части, касающейся самообеспечения страны основными видами отечественной рыбной продукции, произведенной из добытых (выловленных) российскими рыбопромысловыми судами водных биологических ресурсов.
Вывод

Заявленная в 2012 году В.В. Путиным стратегия роста объемов производства и потребления рыбных продуктов на территории Российской Федерации в 2019 году правительством заменена на стратегию снижения объемов производства и потребления рыбных продуктов на территории Российской Федерации. Минсельхозу России, очевидно, следует учитывать этот факт при подготовке раздела «рыбоперерабатывающая промышленность» в новой правительственной «Долгосрочной стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года».

Балашов Валентин Валентинович – Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

Мурманск, 25 июня 2020 г.

post scriptum

И в советское время и в современной России среднедушевое потребление рыбных продуктов всегда учитывали в товарном весе (вес готовой пищевой рыбной продукции). С 2013 года при правительстве Д.А. Медведева Росстат показал руководству страны «отчетный рыбный фокус». На основании Методики, разработанной с учетом рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) уровень среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов стал определяться на основе баланса, сформированного в живом весе (вес сырца, т.е. с потрохами). Отчетная цифра потребления стремительно рванула ввысь - 24.8 кг на человека в 2013 году. Хоть и с кишками, а получилось красиво, «потребление рыбы на бумаге» резко выросло, смело превысив советский уровень.
Однако люди едят не «методики», а разделанную рыбу – людей не обдуришь.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: