e-mail пароль Напомните мне пароль  
Рыба, морепродуктыКета ПСГ 1/22 склад Урбанфиш, переработка. Документы!!! Цена 275 руб/кг. Обьем 10 тоннВладивосток. Штурман, ООО, Владивосток
 

У рыбаков отняли печень



12.02.2020 Источник: fishkamchatka.ru

В Баренцевом море на судах прибрежного рыболовства остановлено производство знаменитой натуральной печени трески - «высший сорт», «изготовлено в море». При новом регулировании прибрежного рыболовства некоторые предприятия Мурманской области столкнулись с проблемой, которую даже в мыслях не могли себе вообразить несколько поколений рыбаков-северян. Выяснилось, что с 1 января 2019 года в Баренцевом море на судах-охлаждёнщиках нельзя производить печень трески в банке, а также муку из рыбных отходов. По информации представителей рыбопромышленного холдинга, занимающегося теперь и прибрежным рыболовством, за такое производство уже имеется 62 штрафа на капитанов - ровно по числу заходов в порт Мурманск прибрежных судов с этими видами продукции.

По данным событиям не исключено наложение уже более существенных денежных взысканий на юридических лиц. Как говорят представители рыбодобывающей организации, аргументы о том, что мука и консервы выпускаются из рыбных отходов, а не из уловов водных биоресурсов, контролерами не поддерживаются. Ситуация обсуждается с Росрыболовством и пограничниками с осени 2019-го года, пока разумного решения нет.

Позиция контролёров, отраслевых чиновников и судей базируется на норме Закона о рыболовстве о том, что уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в живом, свежем и охлаждённом виде. А тут автоклав, банка и мешок с мукой, да еще, чёрт возьми, соль, черный перец горошком, душистый перец и лавровый лист. Непорядок - это нарушение. В результате моряки прекратили производство муки и консервов из свежей печени трески, рыбные отходы вместе с печенью летят теперь за борт. Кому от этого стало лучше?

Грустная история. Конечно, печень трески лучше бы не называть отходами производства, так как в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016)  понятие «рыбные отходы» уже юридически осмысленно - это непригодное для производства пищевой рыбной продукции пищевое (продовольственное) сырье или образовавшиеся в процессе производства пищевой рыбной продукции неиспользуемые остатки этой продукции. Ну, рыбная мука, тут ещё ладно, - направляется на кормовые цели. В настоящее время приказом Минсельхоза, как предлагают пострадавшие, ситуацию не решишь, необходимо менять Закон о рыболовстве. В нынешней редакции статей о прибрежном рыболовстве невозможно возобновить производство натуральной печени трески высшего сорта, полвека изготовляемую на прибрежных судах в Баренцевом море. Контролёры формально правы. Нужно искать выход.

А причины возникшей проблемы лежат на поверхности, в ещё не остывшем от жарких думских баталий нашем с вами отраслевым прошлом. Три года назад, несмотря на  возражения рыбаков-прибрежников, авторы новых критериев прибрежного рыболовства отразили в Законе о рыболовстве «охлаждённую» сущность этого вида рыболовства. В основу подхода уложили понятие «уловы» (водные биоресурсы, извлеченные из среды обитания). Идея заключалась в том, что выловленную прибрежниками рыбу надо именно в живом, свежем или охлаждённом виде привезти на российский берег и здесь направлять на береговые рыбфабрики. Так и протащили тогда в отраслевой Закон одиннадцатью депутатскими голосами перевеса. Именно протащили - все хорошо помнят битву при голосовании и последующие забавные приключения с исчезновением и появлением в течение нескольких недель этих слов «живом, свежем или охлажденном виде» в разных версиях уже принятых и официально опубликованных поправках к Закону о рыболовстве.

А собственно говоря, в чём вопрос? Никто и не возражает с самим принципом использования национальных рыбных богатств «море-берегу», огромное спасибо скажут жители России. Однако, задумка развернуть рыбу в огромную страну именно в живом, свежем или охлаждённом виде, как и следовало ожидать, не дает ожидаемого эффекта, идея стала заложником законодательного понятия «уловы». Не услышали тогда инициаторы реформ, что, все-таки, мы не «курортное рыболовство», и как в тёплых средиземноморских странах «ночью выловил - утром продал», тут не бывает. Мы большие. У нас даже у рыбаков-прибрежников расстояния от морских районов промысла до рынков сбыта исчисляются десятками, а то и сотнями морских миль, ещё шторма северные и рейсы по неделе. В результате в 2019 году, как и прогнозировалось, многие прибрежники ушли в промышленное рыболовство, где нет ограничений по видам рыбной продукции, производимой на борту судна и по рынкам сбыта. Теперь вот печень.

Любой отраслевой законодательный дефект может иметь самое неожиданное развитие. Подобная история, и даже поинтереснее, сейчас развивается с «инвестиционными» береговыми заводами, где их «инвестиционная» квота должна быть наполнена особым смыслом. Никакой шкерки, зачистки от крови и удаления кишок, тем более заморозки «инвестиционной» рыбы на борту судна-поставщика этого сырья на «инвестиционную» береговую фабрику не допускается - только улов, строго. Круче, чем у прибрежников.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 632 «О подготовке и заключении договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства» в течение срока договора инвестор на объекте инвестиций (предприятие как имущественный комплекс, предназначенное для производства рыбной и иной продукции и построенное на территории Российской Федерации) обязан «осуществлять ежегодно производство рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в соответствии с квотами добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленными на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства». Учитывая удаление от берега морских районов промысла этой самой «инвестиционной» рыбы, объёмы вылова и необходимые для этого вылова типы судов, получилось «криво», в десять дней «санпина» и на супер-траулере не уложишься.

В действительности доставлять на прибрежном (или не на прибрежном) судне уловы морских биоресурсов, без технологического воздействия на них, пытаясь сохранить их неизменное состояние, как в естественной свободе (в воде), весьма затруднительно, и экономически глупо. Да, есть пелагия и суда с RSW-танками, где улов некоторое непродолжительное время в охлаждённой морской воде остаётся в первоначальном виде. При промысле донных, конечно, есть приловы какой-нибудь камбалы, которую можно в неизменном состоянии в охлаждённом виде привозить в порт и продавать в установленные сроки. Однако, испокон веку большинство массовых видов морской рыбы, особенно донных видов, на судне подвергается первичной разделке и консервированию, в том числе, охлаждению, посолу, маринованию, сушке, вялению, копчению, даже если рыба не замораживается. И это правильно. Так было всегда. Но не теперь.

Стремление завалить российский берег живым, свежим или охлаждённым рыбным сырьем, по-человечески понятно, вот только  работа рыбаков отличается от кабинетных моделей. Прописывать в отраслевом законе «охлажденную обязаловку» не следовало. Всё это можно регулировать правительственными актами, в частности, в перечне производимой на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства. О чём и говорили рыбаки весь 2016 год. Перечня до сих пор нет. У контролеров в связи с началом новой прибрежной жизни по результатам 2019 года уже возникли вопросы. Пока про печень, а завтра про что? Итоги уже неутешительны, надо что-то делать.

С учетом вышеизложенного один из вариантов решения, это изложить нормы Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ, касающиеся прибрежного рыболовства, следующим образом.

Статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Виды водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется рыболовство

1. Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.

2. Перечни видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море (далее - морские воды), открытом море и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (далее - районы действия международных договоров), утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечни производимой на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства. Перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства.

3. Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.».

Пункт 10.1) части 1 Статьи 1 изложить в следующей редакции:

«10.1) прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом;».

Часть 5 Статьи 20 изложить в следующей редакции:

«5. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в морские порты Российской Федерации и иные места выгрузки, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статью 43.5. изложить в следующей редакции:

«Статья 43.5. Контроль за осуществлением транспортировки и выгрузки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, а также рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов

1. Контроль за осуществлением транспортировки и выгрузки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, а также рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота в морские порты Российской Федерации и в иные места выгрузки, определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.».

Валентин Валентинович Балашов - Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: