e-mail пароль Напомните мне пароль  
Рыба, морепродуктыКета ПСГ 1/22 склад Урбанфиш, переработка. Документы!!! Цена 275 руб/кг. Обьем 10 тоннВладивосток. Штурман, ООО, Владивосток
 

Рыбная «банка» на ужин для большинства россиян



12.12.2019 Источник: fishkamchatka.ru

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р утверждены «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Стратегия) и План мероприятий по реализации этой Стратегии. Органам государственной власти предписано руководствоваться положениями Стратегии при принятии управленческих решений. В этой связи автору материала позвонили несколько известных рыбопромышленников с двумя вопросами: «ЧТО ЭТО ТАКОЕ?» и «КАК ЭТО ПОВЛИЯЕТ НА БИЗНЕС?». Любопытно, что те, кто звонил, не дожидаясь ответа на свои же вопросы, сразу, не притормаживая, утверждали, что всё это ерунда, мало ли какие концепции и стратегии у нас принимались и раньше, их никто никогда не выполнял, так будет и теперь. Пришлось кое-что пояснить - времена нынче изменились. Хорошо изменились или не очень - это другой вопрос. Тем не менее, к этому документу надо относиться серьёзно.

    Принятая 26 ноября 2019 г. Стратегия существенным образом меняет жизнь рыбной отрасли.

На правительственный документ будут ссылаться чиновники, готовя рыбакам и населению очередные рыбные «сюрпризы».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Кто мы?

Впервые в правительственном акте другими словами изложено, что такое рыбная отрасль. И это интересно. Под «рыбохозяйственным комплексом» Российской Федерации понимается производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя следующие виды деятельности:

- добыча (вылов) и переработка водных биологических ресурсов;

- транспортировка, хранение, выгрузка и реализация рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

- производство продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов;

- оптовая торговля рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов и продуктами их переработки, продвижение и маркетинг рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

- международное сотрудничество в сфере рыбоводства;

- охрана и отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов;

- строительство, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация судов рыбопромыслового флота;

- управление рыбными терминалами морских портов и инфраструктурой для приемки, хранения и переработки продукции из водных биологических ресурсов;

- научно-исследовательская деятельность, профильное образование и подготовка кадров.

Остаётся висеть в воздухе вопрос, почему международное сотрудничество в «рыбохозяйственном комплексе» ограничивается только рыбоводством, но да ладно, это не самое главное. Тут другое.

Сформулированное Правительством в ноябре 2019 года определение «рыбохозяйственного комплекса» не совпадает с понятием рыбное хозяйство, которое дано в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (далее - Закон о рыболовстве) и за которое согласно ранее принятым Правительством решениям отвечает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»).

Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства:

- рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов;

- производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

- производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота;

- охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

- обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

- контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.

Уже отдельно от рыбного хозяйства Минсельхоз России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аквакультуры (рыбоводства).

Несмотря на то, что крупнейшая в мире система российских рыбзаводов по воспроизводству водных биологических ресурсов это рыбное хозяйство (Закон о рыболовстве), почему-то, аквакультуре (рыбоводству) в рыбном хозяйстве места не нашлось. Про это теперь есть другой закон - Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2013 N 148-ФЗ (далее - Закон об аквакультуре) . В нём аквакультура (рыбоводство) отнесена к сельскому хозяйству. Но. В какой-либо «рыбохозяйственный комплекс» данный Закон аквакультуру не помещал. С точки зрения двух упомянутых выше федеральных законов

    «рыбохозяйственный комплекс» - это незаконно рожденный хулиган-самозванец, прикарманивший себе рыболовство, аквакультуру, и ту и другую, и кое-что ещё.

Кроме этого, обращает на себя внимание ряд принципиальных моментов, имеющих отношение к Стратегии.

1. Минсельхоз России не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производственной деятельности в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. А это важно, учитывая продекларированные Стратегией задачи по вопросам грузообработки отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и обслуживания отечественных судов рыбопромыслового флота в российских морских портах. Правовое наполнение этого направления Стратегии в настоящее время не отражено ни в одном федеральном законе, и не закреплено ни за одним федеральным министерством. Более того, и термина «грузообработка» в российском законодательстве нет. Как это «обрабатывать»? Что увеличивать? И кто будет регулировать процесс? Есть, правда, в одном федеральном Законе нормальное понятие перевалка грузов, но там уже Минтранс России обосновался. Видимо коллеги по цеху тоже должны впрягаться в реализацию нашей отраслевой Стратегии. А у них наверняка своя есть (транспортная).

2. Строительство, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация судов рыбопромыслового флота. В рыбном хозяйстве этого пока нет, в сельском тоже, а поэтому можно погрузить эту работу хоть куда, в том числе, и в «рыбохозяйственный комплекс». И отдать на аутсорсинг в Минпромторг. Они тоже чуточку отвечать за нашу Стратегию будут, хотя своя есть и ни одна.

    Вот и выходит «у семи нянек». И с каждым годом «нянек» становится больше.

Ладно. Можно допустить, что современные правительственные чиновники хотят сказать о том, что рыбное хозяйство и «рыбохозяйственный

комплекс» это хоть и очень похожие друг на друга, но всё-таки это две группы неодинаковых «деятельностей», с государственной администраивной точки зрения, ещё в недостаточной мере изученных (как им кажется) и не охваченных законодательством в достаточной степени, просто там внутри них обеих есть нечто большое общее - рыба и другие водные твари.

    Согласно ноябрьской 2019 года версии Правительства «рыбохозяйственный комплекс» это что-то уже значительно большее, чем рыбное хозяйство в существующем нормативном изложении.

Где ещё есть рыба и иные водные твари? Остались свободные рыбаки любители и платная туристская инфраструктура любительского рыболовства, а также коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока со своей традиционной хозяйственной деятельностью. Эти два отраслевых явления пока не заслужили у Правительства быть частью «рыбохозяйственного комплекса». Хотя, если присмотрется внимательно, то скорее всего, раз и там, и там рыболовство, то всё-таки рыбаки любители и малочисленные народы это пока часть рыбного хозяйства.

Да, какая разница, скажут в Правительстве, ну, чего вы привязались со своим рыбным хозяйством, это уже устарело, прошлый век, не звучит, не блестит, какая разница, «что» и «как» называется. Вот «рыбохозяйственный комплекс» - это да. Это современно. Это шире. Оптовую торговлю с судостроением, судоремонтом и ж/д вагонами можно засунуть в «комплекс», общественное питание, например, ещё какое-нибудь производство или услугу. А это ведь всё полномочия.

Только чьи? Попытаемся разобраться.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Кто главный?

Как говорится в Стратегии, комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет Федеральное агентство по рыболовству.

    То есть, управлять стратегическим отраслевым процессом будет теперь не Минсельхоз России, а подчинённое ему Агентство. Это своего рода сенсация.

Хотя почему? Это неизбежный результат того, что было описано выше (см. ПЕРВУЮ ЧАСТЬ).

Итак.

К основным функциям Федерального агентства по рыболовству в связи с реализацией Стратегии относятся:

- обеспечение контроля за ходом реализации Стратегии, в том числе за достижением показателей проектов, исполнением плана мероприятий Стратегии и выполнением сроков их реализации;

- сбор информации и формирование (?) отчетов (кому? - В.Б.) о ходе реализации проектов и мероприятий Стратегии;

- подготовка и представление в Правительство Российской Федерации (!) докладов о реализации Стратегии;

- внесение предложений (куда? - В.Б.) по разработке нормативных правовых актов в части совершенствования регулирования рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации;

- мониторинг и координация (?) взаимодействия рыбохозяйственных организаций и «институтов развития».

Странно, ведь, как говорилось выше, похожую стратегическую «миссию» Правительство ранее уже возложило на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Более того, в соответствие с Положением о самом себе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.

А что же сегодня в соответствии со своими полномочиями может Росрыболовство в части возлагаемой на ведомство Распоряжением (!) Правительства стратегичской работы?

В соответствие с Постановлением (!!!) Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» Федеральное агентство по рыболовству осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- вносит в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложения по проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другим документам, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства.

То есть, Росрыболовство пишет и докладывает в Минсельхоз России. Ну, вот нескладуха выходит.

А может быть тут другое?

    Росрыболовство уже неформально напрямую (без Минсельхоза России) оказывает «специальные государственные услуги» Правительству Российской Федерации?

Кто их теперь знает. Вобщем, трудно разобраться, кто, где и за что отвечает, кто кого контролирует, и куда инициирует. Наверное, это теперь и не важно, времена изменились, главное первым звонко говорить в микрофон и ходить в Правительство. А то и выше.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Что нам придумали?

Ключевыми факторами, определяющими результативность реализации намеченных проектов, являются достаточность и адресность мер государственной поддержки в форме:

- предоставления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства;

- компенсации части процентов, уплачиваемых по инвестиционным кредитам;

- предоставления налоговых льгот и иных форм поддержки.

1. Комплексный проект «Новая тресковая индустрия».

На первом этапе реализации Стратегии до 2025 года на территории Российской Федерации будет построено не менее 43 единиц судов рыбопромыслового флота и 26 береговых предприятий по производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с высокой добавленной стоимостью - филе, фарша, готовой к употреблению продукции (филе в панировке, порционное филе с наполнителями и т.п.).

Основными центрами реализации Стратегии являются Дальневосточный (промысел минтая) и Северный (промысел трески и пикши) рыбохозяйственные бассейны.

К 2025 году будет проведено обновление основных фондов, на которых осуществляется добыча (вылов) и переработка минтая, трески и пикши, в объеме не менее 50 процентов действующих производственных судовых и береговых производственных мощностей.

    К 2025 году доля выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью - филе и фарша - достигнет 40 процентов (из расчета переработанного объема уловов).

Как известно, уловы водных биоресурсов - это водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания. То есть, к примеру, на Северном рыбохозяйственном бассейне к 2025 году 40 процентов ежегодной Национальной квоты России на треску и пикшу, полученной в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (далее - Национальная квота России) планируется направлять на филе. Это в два раза превышает цифру господдержки в 20 процентов инвестиционных квот от ежегодного объёма Национальной квоты России на данные виды водных биоресурсов, выделяемых для указанных выше (части) новых инвестиционных объектов для Северного рыбохозяйственного бассейна.

Как бы не менялась величина Национальной квоты России на треску и пикшу в ближайшие пять лет, можно посчитать о чём идёт речь на примере следующего года. Национальная квота России на треску в 2020 году составляет 315,28 тыс. тонн. Согласно Стратегии из этого объёма 126 тыс. тонн улова (40%) - на производство филе. Национальная квота России на пикшу в 2020 году составляет 92,16 тыс. тонн. Согласно Стратегии из этого объёма 36 тыс. тонн улова (40%) - на филе. Это более 65 процентов сумарного объёма ежегодных квот на треску и пикшу (ежегодный приказ) рыбодобывающих организаций, которые участвуют в программе инвестиционных квот на Северном рыбохозяйственном бассейне. Дело в том, что практически все суда-филейщики и новые (инвестиционные), и не очень - у них. Большинство береговых (инвестиционных) рыбзаводов, кстати говоря, тоже.

    К 2030 году Стратегией планируется полное обновление добывающих и перерабатывающих мощностей судов рыбопромыслового флота и перерабатывающих заводов, а также создание завершенной вертикальной интеграции производства конечной продукции на основе филе и фарша, готовой к употреблению.

Эта перспектива в первую очередь должна волновать тех рыбопромышленников, включая рыбаков-колхозников и малый бизнес, поставляющих рыбную продукцию в любом наиболее доступном для потребителя (по цене) товарном виде на внутренний розничный рынок Российской Федерации, у которых нет дорогих судов-филейщиков и береговых рыбзаводов. Оставят ли этим рыбохозяйственным организациям в ближайшие годы рыбные сырьевые ресурсы (квоты)? Дело в том, что «к 2030 году» может наступить и раньше, допустим в 2028 году или в 2026-ом, «пятилетки за три года» теперь снова входят в моду. А вносить принципиальные изменения в законодательство, в том числе, в рыбные инвестиционные правительственные акты 2017-го года (постановления и распоряжение) чиновники уже научились.

2. Пелагия и иной флот

В Плане мероприятий по реализации Стратегии предусмотрено:

- до 2025 года строительство 35 судов рыбопромыслового флота для добычи пелагических видов водных биологических ресурсов в рамках реализации комплексного проекта «Пищевая пелагика» (пелагия - В.Б.).

Интересен механизм господлержки - это будут инвестиционные аукционы, инвестиционные конкурсы, или что-то другое?

- до 2026 года строительство более 100 мало- и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота на отечественных верфях с новейшим оборудованием для сохранения уловов водных биологических ресурсов и их переработки.

В данном случае механизм господдержки заявлен - государственные субсидии.

3. Комплексный проект «Морские биотехнологии».

Предусмотрено строительство на территории Российской Федерации не менее 20 среднетоннажных универсальных судов рыбопромыслового флота, предназначенных для промысла пелагических объектов для 3 рыбохозяйственных бассейнов, а также до 5 крупнотоннажных траулеров-процессоров и 3 транспортных судов для промысла антарктического криля.

Интересен механизм господлержки - это будут инвестиционные аукционы, инвестиционные конкурсы, или что-то другое?

При реализации указанных инвестиционных проектов объем производства рыбной муки и жира к 2030 году в Российской Федерации составит 150 и 120 тыс. тонн соответственно. То есть, как минимум, 750 тыс. тонн выловленной пелагии будет перекручиваться в рыбную муку для производства 525 тыс. тонн рыбных кормов для выращивания 618 тыс. тонн аквакультурной рыбы. Это интересно ... (см. ниже «Комплексный проект «Пищевая пелагика» (пелагия - В.Б.).

4. Грузообработка и обслуживание флота.

В рамках реализации Стратегии необходимо обеспечить к 2030 году выполнение следующих задач:

- увеличение до 3 млн. тонн в год объемов грузообработки отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов через российские морские порты;

- увеличение до 80 процентов доли обслуживания отечественных судов рыбопромыслового флота в российских портах.

Очевидно, для обеспечения реализации этих идей будут внесены соответствующие изменения в известное постановление Правительства по доставке рыбной продукции.

5. Контроль за инвестиционными проектами и инвестиционными объектами.

К приоритетным направлениям проекта «Создание благоприятного инвестиционного климата» относятся:

- мониторинг эффективности оказания мер государственной поддержки, в том числе в части распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели;

- сопровождение реализации инвестиционных проектов и при необходимости их включение в документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации.

Это сигнал тем, кто участвует в программе инвестиционных квот и имеет соответствующий договор с Росрыболовством. Эффективность - крутим филе «на все 100» в соответствие с требованиями к инвестиционному объекту.

6. Торговые аукционы

К приоритетным задачам проекта «Отраслевой маркетинг» относятся:

- системное развитие аукционной торговли продукцией из водных биологических ресурсов.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Что придумали для россиян и для иностранцев?

Несморя на декларируемый Стратегией учёт интересов российских потребителей, задачи и целевые показатели Стратегии демонстрируют фактический приоритет внешних рынков сбыта российской рыбной продукции:

- не менее 25 процентов доли рынка Европейского союза в сегменте продукции из минтая и атлантической трески (пикши);

- не менее 10 процентов доли рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте продукции из лососевых видов рыб.

- рынки Великобритании, Соединенных Штатов Америки, ряда стран Латинской Америки.

Стратегия на внутреннем рыбном рынке России.

Комплексный проект «Новая тресковая индустрия»:

1. Увеличение годового среднедушевого потребления рыбной продукции в Российской Федерации на 1,5 - 2 кг (в живом весе) за счет предложения потребителю нового качественного продукта - филе, фарша рыбного и готовой потребительской продукции из филе и фарша - в ежегодном объеме производства 120 тыс. тонн (в весе готовой продукции).

2. Наиболее перспективными направлениями сбыта различных видов продукции из тресковых видов рыб на рынке Российской Федерации являются филе и готовая порционная продукция из филе и фарша, а также филе и фарш в качестве более доступного заменителя продукции из трески.

3. Наиболее перспективными направлениями сбыта продукции из атлантической трески и пикши на рынке Российской Федерации является охлажденное филе для сегмента сферы услуг и канала сбыта товаров с непосредственным потреблением товара в месте продаж (сегмент ХоРеКа), индивидуальное филе первичной заморозки для торговых сетей, порционная продукция из филе и фарша трески.

Комплексный проект «Пищевая пелагика» (пелагия - В.Б.).

Совокупное производство продукции из сельди, сардин, скумбрии, мойвы, шпрот и кильки в 2017 году составило 709,3 тыс. тонн. К 2030 году объем добычи (вылова) скумбрии и сельди-иваси в северо-западной части Тихого океана планируется увеличить до 650 тыс. тонн, из которых до 350 тыс. тонн будет использовано для производства пищевой продукции, 300 тыс. тонн - для продукции промышленного назначения (мука и жир). Планируется увеличить добычу (вылов) азовской и черноморской хамсы, тюльки, шпрот на 70 тыс. тонн. Ежегодные извлекаемые запасы каспийской кильки и каспийской сельди могут превысить 100 тыс. тонн.

Указанное рыбное сырье будет использовано на внутреннем рынке для производства пищевой продукции (консервов, пресервов, копченой и соленой рыбы), а также рыбной муки (150 тыс. тонн) и жира (120 тыс. тонн).

Ежегодный объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал к 2030 году планируется довести до 618 тыс. тонн. Значительная часть производства продукции аквакультуры приходится на карповые виды рыб. В последние годы динамично развивается выращивание лососевых видов рыб. Исторически отечественная аквакультура практически полностью ориентирована на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

    Структура рыбного питания для российского населения в ближайшее десятилетие в правительственной Стратегии изложена достаточно красноречиво: стейк из лосося и индивидуальное филе трески первичной заморозки или иваси, хамса, килька, тюлька («банка»).

Планируемое сырьевое обеспечение рыбной отрасли

Обескураживает предложенная Стратегией цифра основного производственного показателя рыбной отрасли. Ежегодный объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов к 2030 году достигнет 5396 тыс. тонн, что немногим превышает существующий уровень, всего на 6 %. И это на фоне заявленных Стратегией грандиозных планов покорения Мирового океана и масштабного дорогостоящего переоборудования основных производственных фондов рыбного хозяйства страны, в первую очередь строительства нового рыбопромыслового флота.

    Фактически Стратегия констатирует на ближайшие 10 лет застой в получении сырья для отечественной рыбоперерабатывающей промышленности, включая рыбопромысловые суда.

Душевое потребление рыбы и рыбопродуктов.

Заявленный в Стратегии к 2030 году ежегодный объём добычи (вылова) водных биоресурсов 5396 тыс. тонн при целевых показателях:

- использования выловленных российскими рыбопромысловыми судами приемущественно пелагических видов рыб и иных гидробионтов для ежегодного производства рыбной муки и жира в объеме 150 и 120 тыс. тонн соответственно;

- увеличения объёмов экспорта готовой продукции (филе) из минтая, атлантической трески (пикши), лососевых видов рыб;

- реализации на внутреннем рынке Российской Федерации приемущественно филе, фарша рыбного и готовой потребительской продукции из филе и фарша из тресковых и лососевых видов рыб не позволяет обеспечить указанный в Стратегии уровень душевого потребления рыбы и рыбопродуктов. Более того, перевод значительной части российского рыбного сырья в производство указанной выше продукции (филе, фарш рыбный, рыбная мука, жир) существенно снизит уровень потребление рыбы и рыбопродуктов (в кг) гражданами Российской федерации. На основе анализа данных Росрыболовства о ежегодном вылове водных биоресурсов, данных Росстата об объёме производвтва рыбных продуктов, переработанных и консервированных из российского и импортного сырья (есть в Стратегии), данных Федеральной таможенной службы РФ об экспорте и импорте Российской Федерации рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2018 году

    потребление рыбы и рыбопродуктов в Российской Федерации составило 12,9 кг в год на человека (в товарном весе)

Вопросы к авторам Стратегии

В связи с принятием «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» возникают три главных юридических, управленческих и социальных вопроса:

1.В каком федеральном законе дано понятие «рыбохозяйственный комплекс»?

2. В положении о каком федеральном министерстве записаны полномочия, касающиеся функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере «рыбохозяйственного комплекса»?

3. Какой целевой показатель ежегодного объема российских уловов (общая цифра с разбивкой в перечене видов водных биоресурсов) предусмотрен Стратегией для внутреннего рынка Российской Федерации?


Валентин Валентинович Балашов -
Председатель правления Межрегиональной ассоциации
прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна.

Мурманск, декабрь 2019 г.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: