e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Под «филейную перестройку» на Севере не хватает сырья



29.05.2019 Источник: fishnews.ru

Программа инвестквот предполагает резкое увеличение перерабатывающих мощностей на Северном рыбохозяйственном бассейне. Предлагается развить экспортоориентированное производство продукции с высокой добавочной стоимостью – филе – из атлантической трески и пикши. Однако несложная калькуляция показывает, что в реальности амбициозные планы наткнутся на нехватку сырья.

 Сколько рыбы потребуется

По официальным прогнозам, заявленным руководителем Росрыболовства на совещании у председателя правительства, к 2025 году доля производства филе и фарша из атлантической трески и пикши должна достичь 80-90%. Все или почти все филе предполагается продавать за границу, реализуя планы Росрыболовства удвоить до 2024 года объем экспорта рыбы и морепродуктов.

В этой связи в Мурманске в торжественной обстановке началось строительство инвестиционного объекта типа «П» – большого завода по выпуску продукции глубокой степени переработки мощностью не менее 50 тонн продукции в сутки. Одному этому экспортоориентированному производственному объекту для полной загрузки, при работе хотя бы 230 дней в году, понадобится сырья из трески и пикши (вес улова) не менее 34 тыс./тонн в год, а таких заводов на Севере страны будет семь (суммарно 238 тыс. тонн сырья в год).

Кроме этого, до 2023 года планируется построить еще две средних фабрики типа «Р» производительностью не менее 25 тонн филе в сутки (суммарно 33 тыс. тонн сырья в год) и четыре малых типа «С» мощностью не менее 8 тонн филе в сутки (суммарно потребуют 21 тыс. тонн сырья в год).

Итого береговым заводам в общей сложности потребуется 292 тыс. тонн сырья в год.

Кроме того, согласно программе инвестквот, на Северном рыбохозяйственном бассейне до 2023 года в строй введут 25 новых рыбопромысловых судов-филейщиков. В том числе 14 судов типа «З» мощностью не менее 21 тонны филе в сутки (суммарно – 196 тыс. тонн сырья в год), 7 судов типа «И» мощностью не 15 тонн филе в сутки (суммарно – 70 тыс. тонн сырья в год) и 4 судна типа «К» мощностью не менее 7 тонн продукции в сутки (19 тыс. тонн сырья в год).

Итого судам-процессорам для загрузки потребуется не менее 285 тыс. тонн сырья в год.

Таким образом, построенным по инвестквотам мощностям (береговым заводам и судам-процессорам) необходимо 577 тыс. тонн трески и пикши в год.

На что можно рассчитывать

В Баренцевом и Норвежском морях управление общим промысловым запасом и регулирование вылова определенных видов водных биологических ресурсов осуществляет Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству.

Максимальную годовую национальную квоту России СРНК устанавливала на 2013 год – 512,9 тыс. Минимальная квота была в 2000 г. – 206,8 тыс. тонн. В 2019 году общая квота вылова трески и пикши, установленная СРНК для обеих стран (плюс третьи страны) — 854 тыс. тонн, а национальная квота России на 2019 год составляет 381 тыс. тонн.

Имеются все основания полагать, что в ближайшие несколько лет продолжится начавшееся в 2014 году снижение общей квоты России и Норвегии на треску. После 2021 года можно прогнозировать какие-либо изменения, но какие – пока не ясно.

Квота выделяется для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства на 105 российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих промысел трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях. Часть добывающих организаций Северного рыбохозяйственного бассейна входят в три крупных холдинга, имеющих суммарно 45% и 42% квот соответственно на треску и пикшу. Без сомнения эти компании построят заявленные инвестобъекты (рыбопромысловые суда) и смогут загрузить их работой, а часть старого флота продадут.

Тем инвесторам, у которых недостаточно квот, будет нелегко и недешево обеспечить работой новые суда и заводы. Поскольку потребности в сырье более чем в полтора раза превышают эксплуатационные возможности Российско-Норвежского общего промыслового запаса трески и пикши. А ведь есть еще государственные требования к инвестиционным объектам и условия договоров при выделении дополнительной инвестиционной квоты трески и пикши, где для указанных объектов инвестиций и объектов вылова указан район промысла: «районы действия межправительственных соглашений между СССР и Норвегией о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и о взаимных правах в области рыболовства 1976 года». Так что с Дальнего Востока для этих тринадцати новых северных рыбзаводов рыба (любая) не подходит. Крутить филе и фарш придется только из трески указанного в правительственном акте района промысла.

Где брать рыбу?

Вопрос не праздный. Есть варианты:

1. Существенно увеличить в ближайшие годы общую квоту России и Норвегии на треску и пикшу.

2. Попытаться заполучить часть национальной квоты Норвегии или третьих стран.

3. Решить вопрос «точечно», забрав квоту у кого-то под кого-то, кто строит инвестиционный объект.

4. Провести рыбные «филейные» аукционы на еще один новый вид квоты – решить вопрос системно за счет тех, кто не перерабатывает рыбу на филе.

5. Задним числом внести изменения в условия отбора и требования к инвестиционным объектам для уже заключенных с государством в 2017 году инвестиционных договоров (снизить заданные объемы производства рыбного филе).

6. Забыть все и просто не выполнять «грандиозные планы».

7. Иное.

Первый вариант можно не рассматривать всерьез, поскольку СРНК ориентируется на рекомендации Международного совета по исследованию моря (ИКЕС). Кроме того, Королевство Норвегия – не сторонник резкого роста объемов квот и увеличения количества трески и пикши на рынке в любом товарном виде. У норвежцев серьезно поставлена экономика и аналитика рыбного бизнеса.

Второй – нереален к исполнению.

Рыбные «филейные» аукционы могут привести к непредсказуемым последствиям. А другие варианты, увы, также не решают проблему полного обеспечения треской и пикшей всех 38 инвестиционных объектов для Северного рыбохозяйственного бассейна. Загрузка части новостроек будет неполной, инвестиционные объекты тех предпринимателей, у которых нет значительного объема квот на треску и пикшу, а также своих рыбопромысловых судов, большую часть времени в году будут простаивать. Как известно, чудес на свете не бывает.

В сухом «рыбном» остатке

Понимая, что государственная «филейная машина» запущена, рыбакам Севера остается только предполагать:

1. Какой «фокус» с квотами на вылов атлантической трески и пикши придумают авторы «филейной перестройки»?

2. Какая цена сформируется на внешних рынках на российское филе трески и пикши при росте предложения этой продукции в разы?

3. Какая цена сформируется на внутреннем и внешних рынках на российскую мороженую треску и пикшу (не филе) при снижении предложения этой продукции в разы?

4. Какие цифры объемов квот на атлантическую треску и пикшу они увидят через пару лет в ежегодных приказах Росрыболовства в строке своего предприятия?

В свою очередь руководители давно работающих и положительно зарекомендовавших себя на российском рыбном рынке мурманских береговых предприятий по производству продукции из трески и пикши шокированы происходящими в отрасли переменами. Что им теперь делать, где завтра брать сырье? Какая перспектива – банкротиться и увольнять работников?

Есть что спросить и населению. Например, как быть рядовым покупателям с невысокими доходами, а таковых 90%, в условиях «филейной перестройки»? Не только тресковой, но и включающей другие виды морских биоресурсов.

На любое государственное решение внутренний рыбный рынок реагирует быстро. Например, цены в магазинах на мороженую атлантическую треску (не филе) в этом году даже в Мурманске – «тресковой» столице – уже начинаются с 350 рублей за 1 кг (на 20% выше, чем в 2018 году, и на 40% - чем в 2017 году). Ещепойди найди. А филе – пожалуйста, в любой упаковке, только цены кусаются, в среднем 800 рублей за 1 кг. И кто это купит?

В этой связи возникает вопрос, для кого и для чего нужно рыбное хозяйство в России. Какова главная цель отрасли?

Валентин Балашов, председатель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: