e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Есть ли жизнь на СРВ? Есть!



05.06.2019 Источник: rybak-kamchatky.ru

На территории Петропавловской судоверфи идет подготовка к подъему двух затонувших плавдоков. Это часть большого проекта по возрождению ПСРВ. Предприятие потихоньку оживает и готовится к переменам. Напомним, что в 2018-м группа рыбацких компаний Камчатки (ООО «РПЗ «Сокра», ООО «Поллукс») приобрела Петропавловскую судоверфь, все имущество которой после банкротства продавалось с молотка. Они обошли на повороте китайского инвестора, который считался наиболее вероятным покупателем. Спасибо им за то, что эта важная для нас территория не стала де-факто иностранной. Но купить ПСРВ – лишь первый шаг. Чтобы поднять его из руин, потребуется еще много трудных шагов.

Для управления судоверфью создано отдельное предприятие – АО «Комкон». Его гендиректор Андрей Обедин рассказывает, что за прошедший год в судоверфь вложено около 40 млн рублей. Начали с самого необходимого: были обеспечены охрана, пропускной режим и круглосуточное наблюдение. В результате прекратилось разграбление судоверфи, вандализм. Примерно на 60 процентов восстановлено энергоснабжение территории. Куплены две новые трансформаторные подстанции, чтобы полностью наладить работу энергосистемы и сделать ее безаварийной. Продолжается восстановление канализации, водоснабжения, очистных сооружений и т. д.

На нынешнем этапе самая сложная задача – поднять затопленные плавучие доки. Их два. У одного под номером 3 длина 34 метра, валовая вместимость 272 тонны. У второго (№ 4) – более 130 метров, 7,7 тысячи тонн.

Мне приходилось бывать на них семь лет назад, когда они еще держались на плаву, но уже были брошены на произвол судьбы. С первого взгляда становилось ясно, что дело – швах. Свет в отсеках отсутствовал, оборудование дышало на ладан. Судоверфь не обеспечивала доки ни электроэнергией, ни аварийным запасом топлива. В случае ЧП экипаж не смог бы запустить ни один механизм для борьбы за живучесть. Да и запускать было почти некому: народ, не получая зарплату, отсюда разбегался. Несмотря на предписания прокуратуры, решения судов и других грозных инстанций, попыток предотвратить гибель доков не наблюдалось. И они неизбежно затонули на месте своей стоянки – во внутреннем ковше ПСРВ.

Это в наших традициях: довести ситуацию до тяжелых последствий, чтобы потом кто-то в режиме подвига исправлял произошедшее. Новым хозяевам судоверфи придется дополнительно потратить еще несколько миллионов, чтобы вытащить «утопленников».

Контракт на подъем малого дока заключен с камчатской компанией «Содружество». Сейчас на объекте работают ее водолазы Николай Уткин и Александр Тютюнников. Они завершили обследование дока. Установлено, что пробоин в нем нет. Проблема только в том, что он гниет и заиливается. Сейчас его готовят к откачке воды. Когда станут восстанавливать плавучесть дока, начнется процесс подъема, что при оптимальных условиях займет месяц – полтора.

С доком № 4 работает Государственная морская спасательная служба. Док поднимут, используя в том числе его же мощности. Моторы дока могут качать примерно 2 тысячи кубов воды в час, но для начала их надо реанимировать. Сейчас в бортах вырезают монтажные отверстия, чтобы получить доступ к двигателям. Этот док также обследуется водолазами. Все работы должны быть завершены в течение трех месяцев.

Кстати, Госморспасслужба уже поднимала док № 4 в 2017 году, но прежнее руководство судоверфи опять допустило его затопление. Это говорит о том, что поднять док – это даже не полдела, а гораздо меньше. Намного сложнее будет содержать его и поддерживать на плаву.

Док № 3 имеет некоторые шансы на восстановление. Если удастся вернуть его в рабочее состояние, в нем можно будет доковать суда типов РС и СТР-420. А вот дальнейшая судьба дока № 4 – под большим вопросом. Он не просто прогнил и весь течет, но и был разграблен охотниками за металлом. Его ремонт потребует колоссальных денег.

Пока идет подготовка к подъему доков, специалисты Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота проводят полное обследование причалов и связанной с ними инфраструктуры. Это необходимо, чтобы спланировать ремонтные работы, провести паспортизацию причальных сооружений для дальнейшей эксплуатации.

«Когда мы приобрели ПСРВ, обсуждали разные варианты ее использования. В итоге пришли к мнению, что необходимо сохранить ее именно как судоверфь, – рассказывает Андрей Обедин. – Мы ставим цель создать здесь кластер по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота, строительству мало- и среднетоннажных судов».

Уже сегодня рыбаки могут заказать на судоверфи изготовление технологического оборудования, ремонт судовых двигателей и механизмов, корпусные работы. Эти услуги оказывают компании, которые арендуют здесь помещения и производственные мощности.

«Мы заинтересованы в том, чтобы таких предприятий на территории ПСРВ становилось больше. Стараемся обеспечить им условия. Восстанавливаем энергоснабжение, в том числе в их интересах. Теперь им не надо начинать рабочий день с запуска «дизелей», включая эти расходы в стоимость своих услуг», – рассказывает Андрей Обедин.

По его словам, сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе зарубежными. «Мы готовы предложить им долю в акционерном капитале, но не больше 50 процентов. Предприятие должно остаться российским», – говорит мой собеседник.

Чтобы увидеть потенциал Петропавловской судоверфи, достаточно взглянуть на географическую карту. Рядом – Охотское и Берингово моря, где идет активный промысел. Будь в Петропавловске современная база судового ремонта и обслуживания, весь флот был бы здесь, а не в Пусане. Для справки: переход судна в Пусан обходится его владельцу до 200 тысяч долларов, что сопоставимо со стоимостью межрейсового технического обслуживания единицы флота.

Кроме того, ПСРВ претендует на режим свободного порта, а это отсутствие таможенных пошлин и НДС при импорте материалов и запчастей, сокращенное время таможенной очистки и прохождения госграницы, налоговые льготы.

Чудес не бывает. ПСРВ не преобразится по щелчку пальцев. Хотя сделано уже немало, результат этих усилий пока не бросается в глаза. Если вы посетите предприятие сейчас, вам предстанет та же картина, что и лет пять назад: полуразрушенные здания, неработающие краны, зарастающая лесом земля. Но когда поднимут доки, эту работу увидят все. И даже скептикам станет очевидно, что ситуация на судоверфи действительно меняется к лучшему. Предприятие очнулось от анабиоза и готово к новой жизни.

Кирилл МАРЕНИН

На фото: водолазы Александр Тютюнников, Николай Уткин, представитель компании «Содружество» Олег Макаров и шкипер Михаил.

Справка

Территория ПСРВ расположена в юго-западной части города на берегу бухты Раковой (в пределах городской черты, удаление от центра города 7,5 км). Территория занимает 32,4 га. Площадь предоставленной в пользование акватории – 0,23 кв. км. Гидротехнические сооружения состоят из 16 причалов (глубина от 4 до 9 метров) общей протяженностью 1 300 м. Причалы оборудованы подкрановыми путями и 7 портальными кранами грузоподъемностью от 16 до 32 тонн.

 

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: