Есть у Государства взаимоисключающие Задачи в рыбной отрасли.
1. Не угробить существующий ресурс.
2. Сделать работу флота максимально эффективной ( т.е. создать условия для технически максимально возможного вылова для каждого конкретного судна - отсюда эффективность.)
Предлагается пообсуждать Норвежско – Фаррерский путь решения:
поэтапно делаем следующие шаги:
1. Наука считает ресурс по бассейнам.(чем она и так занимается)
2. Регистр судоходства дает списком рыбопромысловые суда с действующим классом в данном бассейне.( а значит находящиеся в эксплуатации)
3. Экспертная группа высчитывает сколько максимально, работая с надрывом, весь флот бассейна способен добыть , если дать волю.(техническая возможность к изъятию)
4. Из результата работы по п.3 вычисляется количество лишнего флота. (переизбыток)
5. Наиболее старые суда исключаются из процесса (пока на бумаге) Т.е. происходит грубое выравнивание возможностей флота с существующим ресурсом.
6. Государство ОЧЕНЬ ЩЕДРО оценивает в эти старые суда у судовладельцев и законодательно закрепляет компенсацию в виде освобождения от налога на биореурсы до суммы оценки. Оценку именно НАЗНАЧАЕМ по типу изымаемых судов, во избежании коррупции.
7. Создается госуд. Реестр (допустим ведет ее тот же Регистр) из оставшихся судов на бассейне, они и будут допущены к дальнейшей эксплуатации.
На этом этапе понимаем , что на данном бассейне выровняли техническую возможность к максимальному изъятию с ресурсной базой. (но это грубо)
Далее меняем правила игры
1.ОДУ (бассейновое) сохраняем.
2. Инструментов регулирования оставляем два – Сроки промысла и районы промысла – эти величины государство регулирует , опираясь на науку и ССД в онлайн режиме. ( та самая тонкая настройка – чтобы не убить ресурс)
2. В остальном – на 80 % Олимпийская система. 20% отдаем в распоряжение Субъекта ( читай губернаторов краев , хоть какой то реальный инструмент им в руки – пустит на нужды социалки,)
3. В промысле имеют право участвовать только суда из реестра. (их технических возможностей СИСТЕМНО не хватит убить ресурс, даже если они работают на максимально возможных технических характеристиках) и они на 80% гарантированны от простоев по причине отсутствия квот. Оставшиеся 20% получат , если будут прислушиваться к своему губернатору – участвовать в жизни региона..
4. Вводим важные принципы:
- Хочешь заниматься рыбным бизнесом – купи судно ( но только из реестра)
- Хочешь укрупниться – купи судно у соседа
- Хочешь построить новое – сдай на слом старое и строй, но только ОДНОТИПНОЕ.
- Жесточайшая санкция за нарушение сроков и границ районов (конфискация судна) , и это все, остальное МОЖНО, а переловов системно и так не будет – ограничили количеством флота.
ЧТО ПОЛУЧАЕМ
1. Получаем, что покупка судна будет означать не только покупку железа, но и вход в рыбный бизнес. Отсюда рыночная стоимость судов (но только из РЕЕСТРА) возрастет в десятки раз, получим внятные залоговые инструменты для кредитования в банках , т.е вырастет капитализация отрасли без усилий со стороны гос-ва.
Пример: МРС-ка из реестра на Камчатке, если ее не ограничивать квотой, вылавливает от 1500 тонн сырья. Квота на рынке стоит 2 долл\кг.? Стоит! Т.е Рыночная цена МРС будет 3млн долл, как это не смешно звучит, ибо ее покупка означает, что ты вошел в бизнес и тебя не ограничат в возможности поймать свои 1500 тонн в год. Стоимость БАТМа несложно посчитать.
2. Строительство МРС в Благовещенске сегодня 1,2 млн долл. При ее рыночной цене в 3 млн сразу, как только сошла со стапеля - получим очередь на строительство нового флота.
3. Исчезает необходимость содержать армию контролеров всех мастей ,действительно, а зачем? Бюджету – экономия, стране – освободившиеся от «трудов» рабочие руки.
4. Купил судно - вошел в бизнес. Продал - вышел. Просто и понятно. Плюс подумайте - построил БАТМ за 40 млн долл - не страшно, это и есть его рыночная цена! Ведь он в год без проблем вылавливает 20 000 т ресурса? Но здесь- ограничение. Сначала выведи из Эксплуатации старый. А поэтому он даже старый будет стоить 40 млн. не как железо а как бизнес. И банк под него прокредитует. Потому что мы вводим в оборот не эфимерные квоты ( право ловить от гос-ва у которого семь пятниц) а конкретную вещь, которую можно потрогать, и которая является билетом в бизнес.
5. Рыбаку создали условия? Да! Плати налог на биоресурсы по полной схеме! 3р/кг – На 4 млн тонн Российского вылова это 12млрд в бюджет.
И еще мысль – если рыбаки начнут зарабатывать деньги , или у них одномоментно появится в руках залоговая база в виде судов, оцененных рынком в миллионы долларов, а размещать эти деньги некуда, то здесь они задумаются о вложении в глубокую переработку, ибо захотят выжать максимум из того , что поймали. Что и требовало от них гос-во.
Утопия - правда?