Принципы распределения квот это самый важный вопрос для рыбохозяйственной отрасли. Предлагаю обсудить его и на самой популярной дискуссионной площадке рыбных дальневосточников - фишери.
25 сентября в Москве прошел круглый стол «Оценка эффективности дополнительного обременения при выдаче квот на вылов водных биологических ресурсов» [
www.fishnotice.com]
Если верить медиахолдингу «Фишньюс», то и рыбаки, и государственные служащие явили редкое единодушие, что квоты обременять не нужно, что в отрасли и так всё очень хорошо, и что непонятно зачем мы вообще здесь собрались и обсуждаем эту странную тему.
Однако во время круглого стола произошло выступление взорвавшее сонное царство. После него все остальные мнения были посвящены тому какой автор чудак на разные буквы. У всех кипевших возмущением не было возможности выссказаться, а у автора не было возможности всем ответить, поэтому предлагаю продолжить дискуссию здесь.
Моё выступление на круглом столе, не замеченное журналистами? «Фишньюс»:
Добрый день. Меня зовут Шулдык Александр Дмитриевич, я представляю группу компаний Примрыбснаб. Мы работаем на Дальнем Востоке. Хотел сказать пару слов о том, чем мы занимаемся, чтобы было понятно, насколько у меня есть основания говорить то, что я собираюсь сказать дальше. Мы занимаемся всем, что связано с рыбой: ловим, перевозим, переваливаем, храним, перерабатываем, производим орудия лова, ремонтируем суда, строим суда, обучаем рыбаков в собственном учебно-тренажёрном центре. Выручка непосредственно от продаж рыбы занимает 50% в наших совокупных доходах. Всего в группе компаний работает 3000 человек.
Темой нашего круглого стола является обременение квот. Почему вопрос вообще поставлен подобным образом. На это есть две причины.
Первая причина заключается в том, что все задачи развития отрасли, которые государство последние годы ставит перед рыбохозяйственным комплексом, не выполняются. Не обновляется флот, не углубляется переработка, не создаются новые рабочие места. Продолжают плавать тридцатилетние суда, добываемая рыба просто морозится и отправляется в Китай, а население Приморского например края сокращается.
Наделённые долгосрочными квотами рыбаки на эти претензии отвечают следующее. Отстаньте от нас. Мы занимаемся очень сложной, рискованной и специализированной деятельностью под названием рыбалка.
На чём мы ловим рыбу это наше дело. За техническим состоянием судов следит Российский морской регистр судоходства. Если Регистр разрешает старому судну плавать, то зачем нам покупать новое, которое в 10 раз дороже. А насколько эксплуатируемые суда современны, эффективны и где они построены это уже наши внутренние вопросы.
Производим мы такую продукцию, которую нам выгоднее продавать. Не нужно нас тянуть в переработку, это отдельный вид бизнеса, пусть переработку развивают переработчики, а мы рыбаки. Переработчики кстати переработку развивают, только это китайские переработчики. Почему российские переработчики не в состоянии конкурировать с китайскими и платить нам хотя бы такие же деньги за сырьё, мы не знаем, говорят рыбаки, спросите у российских переработчиков.
А создавать новые рабочие места это вообще не наша задача. Вы государство лучше придумайте как обеспечить нам специалистов для уже существующих рабочих мест, а то у нас дефицит, не хотят люди в моря идти.
Есть законы, мы их выполняем, налоги платим, квоты заслужили, исторический принцип незыблем. Вот так примерно отвечают на претензии российские рыбаки.
Много в ответах рыбаков есть разумного и справедливого. На первый взгляд. Однако государство не отступается, а продолжает гнуть свою линию и говорит уже об обременении квот. И здесь имеется причина номер два.
Вторая причина заключается в том, что государство увидело, наконец, реальную стоимость квот. Квоты официально продавать нельзя. Между тем очень быстро был придуман механизм как это можно делать, не нарушая закон, и некоторые квотодержатели сразу попилили суда на металлолом и стали квотными рантье.
Для государства купля-продажа квот это достаточно интимный процесс и теневой рынок, какие там сложились цены информация разноплановая и непроверяемая. Но тут начались аукционы. Изъятые квоты стали продаваться на аукционах Федерального агентства по рыболовству и государство наконец смогло оценить в рублях какие подарки оно каждый год делает рыбакам.
Причём часть подарков получают организации, которые сами рыбу уже и не ловят, а просто продают право на вылов. Очень интересная картина получается и это только при первом погружении в вопрос. Если нырнуть чуть поглубже, то можно сделать совсем печальные выводы.
Почему квоты стоят так много денег? Потому что на них есть платежеспособный спрос. Есть организации, которые реально ловят рыбу, но по какой-то причине они не получили квоты при распределении. Но ведь покупателю выловленной рыбы всё равно получил ли производитель квоту бесплатно или купил за очень дорого. Состав и размер себестоимости производителя, покупателя не интересует, покупателя интересует цена продукции.
Логично предположить, что в убыток покупатели квот не работают, а это значит, что вся стоимость квот представляет собой чистую прибыль счастливцев квотодержателей. И как же они распоряжаются этим подарком от государства. Либо прячут где-то, потому что финансовые показатели отрасли не сильно впечатляют, а новых заводов и пароходов мы не видим, либо разбазаривают, теряя огромные суммы на неэффективной организации своей деятельности. Если на промысле охотоморского минтая всё сделать правильно, то можно заработать 600 долларов с тонны, а стоимость квоты доходит до 500.
Таким образом, если копнуть поглубже, становится понятным, почему исторический принцип распределения не создал и не создаст условий для развития отрасли. Исторический принцип это застой отрасли. Он даёт огромную финансовую подушку тем, кто получил квоты. Получатели квот это все рантье. Кто-то просто продаёт подаренное государством право на вылов, а кто-то ловит рыбу тридцатилетними судами, сквозь пальцы смотрит на расход и воровство топлива, зарплаты платит сколько попросят, снабжение покупает в одной организации, продаёт всю продукцию сразу как выловил и в одни руки, ремонтируется поближе к дому, содержит кучу дармоедов в офисе, потому что и так всё хорошо, и так хватает, а чтобы было лучше нужно сильно напрягаться, нервы и здоровье тратить.
Государство абсолютно точно определило механизм воздействия на рыбохозяйственный комплекс – квоты. Это самое ценное, что есть сейчас в отрасли и если государство раздаёт бесплатные подарки, то оно имеет все основания требовать что-то взамен, даже если это что-то не предусмотрено учебниками по рыночной экономике. Цели обновления флота, углубления переработки, создания рабочих мест остаются по прежнему актуальными и для их достижения нужно менять принципы распределения квот. Исторический принцип уже доказал свою неэффективность, но можно подождать до 2019 года, чтобы убедиться окончательно – системных изменений не будет. Если нынешние квотодержатели не готовы к обременениям, то может стоить поискать других? Например тех, кто вынужден сейчас покупать квоты. Нужно прислушаться к тому, что говорит Федеральная антимонопольная служба и создать конкуренцию в отрасли через принципы распределения квот.
Как должны распределяться квоты начиная с 2019-го:
• 50% исторический принцип,
• 30% олимпийская система,
• 10% переработчики,
• 10% квоты под киль.
Исторический принцип. Как же так, столько слов сказано, что он неэффективен и вдруг половину квот опять отдать. Ну во-первых, хотел бы напомнить, что мы сами довольно серьёзные рыбаки и вылавливаем больше 80 тысяч тонн рыбы ежегодно, так что нам он тоже выгоден, но если серьёзно, то отрасль действительно очень сложная и резкие перемены способны российского рыбака подкосить. Опять же не нужно недооценивать лоббистский потенциал. Сейчас в диалоге с государством со стороны рыбохозяйственного комплекса участвуют в основном крупнейшие получатели квот, очень заинтересованные в сохранении статус-кво.
Олимпийская система. Идея очень проста. Лови кто хочешь, сколько успеешь. Как только общий разрешённый объём выловлен все стоп. Если государство хочет реального прорыва по всем заявленным целям, то лучшего инструмента чем олимпийка нет. Сразу появится мощнейший стимул строить новые суда, модернизировать оборудование, углублять переработку и даже не выкидывать рыбу за борт, что сейчас регулярно происходит, когда нужно нагнать коэффициент.
Переработчики. Квоты нужно выделять переработчикам, если мы хотим побудить заниматься этой деятельностью как самих рыбаков, так и чистых переработчиков без рыбалки. Китай так просто свою монополию не отдаст. Как только Россия покажет какую-то активность в переработке, цены на сырьё моментально взлетят. Китай наглядно покажет, что заниматься переработкой невыгодно. Это никакое не рыночное действие, это государственная политика Китайской народной республики, направленная на защиту своих производителей, работающих на российском сырье. Китайское государство будет год, два, три платить субсидии своим переработчикам, только чтобы ничего не менялось и наши рыбаки продолжали возить тем, кто больше платит. Если мы хотим создать российскую переработку, нужно гарантировать поставки сырья на российские фабрики, а такие гарантии могут дать только квоты.
Киль. Не просто киль, а исключительно российский. Сейчас модно быть патриотом, но здесь соображения сугубо практичные. У России остаётся всё меньше времени для того, чтобы сохранить свою судостроительную отрасль. Судостроение это вид деятельности, где очень важна преемственность. Создавать потом всё с нуля будет в разы тяжелее и дороже. Когда же российские рыбаки не будут иметь отечественной альтернативы, они увидят совсем другие предложения от иностранных партнёров, как это сейчас происходит с судоремонтом, а в случае введения санкций рыбацкая отрасль вообще может быть поставлена на грань выживания.
В заключение хотел бы сказать следующее. Государство распределяет ресурсы. Государство хочет получить от использования ресурсов максимальный эффект. Это естественное желание и может быть даже обязанность государства как института. Если желаемого эффекта нет, нужно предметно разбираться. Нужно выслушивать не только основных бенефициаров текущей системы, но и тех, кто достиг каких-то успехов в областях, которые сейчас объявляются приоритетными. Шоковая терапия не нужна никому. Но если что-то не работает это нужно начинать аккуратно менять. Может быть даже не дожидаясь 2019 года. Спасибо за Ваше внимание.