Рыбные квоты нужно давать не регионам, а предприятиям
Евгений Наздратенко - уже шестой за последние 10 лет руководитель рыбохозяйственного ведомства - покинул уютный министерский кабинет на Рождественском бульваре. Разные они были люди - эти шестеро, но до чего похожую отраслевую политику выстраивали: никакой политики! Так и продирается целое десятилетие отрасль через квоты, криминал и коррупцию. Суть последней отставки в том, что два чиновника - приморский (Дарькин) и федеральный (Наздратенко) не поделили квоты. Каждый хотел, чтобы они достались "его" предприятиям. Одним из двоих конфликтующих пришлось пожертвовать.
БИТВА ЗА РЕСУРС
Очередной скандал, закончившийся сменой караула в Госкомрыболовстве, - достаточное свидетельство того, что существующая система распределения квот субъективна, конфликтна и порождает отраслевую коррупцию. По различным оценкам, в отрасли ежегодно разворовывают до 2,5 млрд. долларов.
Процесс управления рыболовством сводится к тому, что большинство причастных к нему федеральных и региональных чиновников решают лишь один вопрос: какому региону и сколько выделить ресурсов. При этом никому из них не приходит в голову мысль: а почему, собственно, ресурсы нашей исключительной экономической зоны (ИЭЗ) вообще должны выделяться регионам? Разве в рыночной экономике власть является субъектом хозяйственной деятельности?
Между тем истинный смысл происходящего предельно прост: распределение квот - доходное дело! Чем больше достанется региону ресурсов, тем больше он "наварит" себе доходов от такого распределения. Здравый же смысл говорит о том, что власти к распределению квот не должны иметь никакого отношения. Квоты должны распределяться между судовладельцами на основании внятного и всем понятного алгоритма. Чиновники же всех уровней - лишь наблюдатели, эксперты и гаранты законности распределения.
Эта идея всем хороша, но никак не воплощается в жизнь. Потому что невыгодна... чиновникам. И действительно, если ты не можешь увеличить квоту Петрову и снизить ее Сидорову, то кто же станет тебя уважать! Вот и живет в отрасли произвол, вскармливая невиданную по масштабам коррупцию. Между тем суть алгоритма объективного распределения квот проста: они должны распределяться между предприятиями пропорционально промысловой мощности последних - количеству и производительности судов. А если общий допустимый улов (ОДУ) меньше суммарной промысловой мощности, то и уменьшение квот на единицу промысловой мощности должно коснуться всех без исключения.
Сложность в том, что все суда разные. Поэтому необходимо установить соотношение между различными типами промысловых судов. Для этого какой-либо тип судна принимается за единицу. Промысловые мощности других судов выражаются через принятую единичную промысловую мощность с соответствующим понижающим или повышающим коэффициентом.
ПО ПРИМЕРУ СОСЕДЕЙ
Необходимо иметь достоверный и общедоступный отраслевой реестр действующих (а не металлолома!) промысловых судов. Рыбохозяйственное ведомство на протяжении многих лет сознательно уклонялось от создания такого реестра. В одних случаях ему выгодно показывать меньше: смотрите, мол, как мало флота - дайте денег! А в других - больше. Дескать, судов больше, чем ресурсов. На всех ресурсов не хватает. А значит, и не коррупция это вовсе, как злые языки болтают, а сокращение сырьевой базы.
Но предположим, что появились и общедоступный реестр промысловых судов, и алгоритм объективного распределения квот, и своевременно публикуемый общий допустимый улов. Что тогда? Тогда коррупция отдыхает. Потому что любой судовладелец заранее будет знать, на какой объем ресурсов он может рассчитывать.
Ну а как быть с аукционами? Да никак. Такого способа "наделения" квотами собственных рыбаков мир не знает. Это наше национальное экономическое изобретение, которое можно просто ликвидировать. Квоты на обычные массовые ресурсы должны прямо распределяться между рыбаками, как это и происходит в мире. Государство же должно довольствоваться налогом. При этом из общего распределения квот между предприятиями нужно исключить особо ценные объекты (осетровые, крабы, иглокожие, некоторые лососи...). Такие промысловые ресурсы следует продавать по высоким, близким к мировым ценам, которые снизили бы сумасшедшую рентабельность подобного промысла. Причем промысел особо ценных видов должен вестись только с использованием российских судов, обеспечивая занятость отечественных рыбаков.
Есть и еще одна проблема, давно решенная во многих странах. Экономическая зона - сфера деятельности многочисленного малотоннажного флота. Разумность такой схемы давно известна и широко используется, например, нашими соседями - Японией и Норвегией, странами с эффективным рыболовством. Десятками тысяч малотоннажных судов Япония вылавливает 11 млн. тонн рыбы и самое главное - обеспечивает занятость и достойную жизнь жителей побережий.
ПЯТЬ РЕЦЕПТОВ УЛОВА
Так что же происходит с российским рыболовством? Почему его непрерывно сотрясают скандалы? Потому что не переосмыслен печальный опыт гигантомании и дотационного рыболовства СССР. Серьезная демонополизация (не путать с разворовыванием флота!) проведена не была. Поэтому до сих пор в рыболовстве существуют так называемые градообразующие предприятия (пользующиеся к тому же особыми правами на получение квот). Можно себе представить градообразующие судостроительные или авиастроительные предприятия, но рыбодобывающие... Почему оно не разделено на десятки мелких конкурирующих между собой предприятий? Ответ очевиден: так выгодно их владельцам и чиновникам.
Никто не задумывается, как обеспечить занятость жителей протяженных побережий России, особенно на востоке страны. Между тем рыболовство - та отрасль, которая может дать работу и вполне приличный уровень жизни людям далеких окраин. Это реальная альтернатива вызывающему головную боль "северному завозу". Экономически самостоятельные люди сами решат свои проблемы.
Что же для этого нужно? Первое: отраслью должны руководить люди, понимающие, как устроено современное рыболовство. Второе: необходимо законодательно установить, что ИЭЗ предназначена только для малотоннажного флота. Очевидно, что эта задача не может быть решена в одночасье. Просто по мере строительства малотоннажного флота крупнотоннажные суда должны выводиться за ее пределы.
Третье: нужно помочь жителям прибрежных поселений обзавестись небольшими рыбопромысловыми судами. Таких судов, с экипажами в 3 - 5 человек, должно быть столько, чтобы они могли выбирать весь ресурс по массовым видам. Для этого требуются проекты экономичных и мореходных судов, массовое их строительство и система лизинга таких судов.
Четвертое: при дешевизне рабочей силы и безработице глупо строить дорогие механизированные рыбоперерабатывающие предприятия. В населенных пунктах вдоль побережий должны возникнуть мелкие цеха, обязательно с "ручной" обработкой продукции и небольшими холодильными мощностями.
Пятое: нужно стимулировать создание небольших транспортных предприятий, способных собирать и вывозить переработанную продукцию.
Вот, собственно, и все. В интересах государства вместо перманентных дотаций регионам организовать помощь самодеятельному населению в создании условий для дальнейшей бездотационной жизни. В прямом смысле: дайте голодному не рыбу, а удочку. Рыбу он добудет сам.