e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Куда плывет сельскохозяйственный рыбацкий флот?



19.05.2020

В России первым регламентирующим корабельный уклад документом, стал Устав Морской, который был лично составлен Петром I под названием: «Устав морской о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море». Случилось это в 1720 году. В 1797 году вышел «Устав военного флота по Высочайшему повелению Господина Императора Павла Первого». Позже и при Александре III, и при Ея Императорском Величестве Самодержице Всероссийской Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне к вопросам флота относились с особым Государевым уважением. Не подвела в этом деле и Советская власть. Во времена СССР морскому и рыбопромысловому флоту уделяли внимание не меньше, чем военно-морскому.

 Моряки и рыбаки – похожие и разные. Морфлот смотрел свысока на рыбака, а рыбак, как говориться, дважды моряк – трудяга. Несмотря ни на что, люди в морской форме всегда уважали друг друга, хотя и жили по разным уставам. Устав службы на судах Министерства морского флота СССР утверждался Министром морского флота СССР, а Устав службы на судах рыбной промышленности утверждался Министром рыбного хозяйства СССР. Советские министры хоть и не были из Дома Романовых, но толк в своем деле знали, поэтому советские вожди доверяли им десятилетиями. Короче говоря, порядок был на флоте.

После фокуса с исчезновением СССР какое-то время система работала по инерции, пока не наступили кадровые перемены, на мостик стали приходить управленцы без морского образования и без опыта. Судно, флотская жизнь и морская культура - это ведь в книжке не прочтёшь и на пальцах не объяснишь, тут либо ходил в море, либо нет, третьего варианта не бывает. В морской системе начались структурные процессы. Морфлоту, погруженному в компанию с железнодорожниками, автомобилистами и пилотами повезло больше, продолжительное время Минтрансом России руководили моряки. Рыбаков наказывали долго и унизительно, то загружая в «агропром», то выгружая, то снова указывая на место. В последние двадцать пять лет отрасль возглавляли разные люди, но никто из них никакого отношения к мореплаванию не имел. В результате мы видим то, что осталось от флотского духа в кабинетах российского рыболовного ведомства.

УСТАВЫ ФЛОТА

До сих пор согласно главного гражданского морского закона России издаются два морских устава: устав службы на морских судах и устав службы на судах рыбопромыслового флота. В 2018 году Минтранс России утвердил новый Устав службы на морских судах. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта нормативного правового акта Минсельхоза России «Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации», который необходимо разработать и ввести в действие не позднее 1 января 2021 года. Конечно, если бы Петр I узнал, что Устав Морской разрабатывает и принимает «сельский департамент», то он, наверное, в гробу бы перевернулся несколько раз, ничего не поняла бы и Великая Государыня Императрица. Однако теперь «другие времена» - на практике сбываются мечты великого кремлёвского мечтателя.

В основе жизни на флоте лежат традиции, созданные хорошей морской практикой. Главное предназначение устава рыбопромыслового флота – это обеспечение экипажем безопасности плавания судна при одновременном выполнении производственных задач (осуществление рыболовства). Устав — это производственный порядок, который определяет жизнь людей на борту судна-цеха. Кто, когда, в каком месте и что должен делать в тех или иных обстоятельствах – никакой самодеятельности. И это правило распространяется на каждого, без всякого исключения. Капитан – высшая власть.

В настоящее время в рыбной отрасли действует Устав флота, принятый Роскомрыболовством в 1995 году. Следует сказать, что готовили документ опытные моряки и специалисты рыбного хозяйства, делали это в условиях переходного периода от законодательства СССР к законодательству Российской Федерации. Взяв за основу Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР (1972 г) и убрав ненужную идеологическую составляющую, разработчики во многом использовали структуру и содержание флотского документа, в том числе, сохранили традицию перечисления должностей членов экипажа с учетом различных типов рыбопромысловых судов.

Однако, необходимо признать, что в период с 1995 года по настоящее время произошло существенное развитие законодательства в вопросах трудовых отношений (Трудовой кодекс Российской Федерации принят в 2001 г), в административном, уголовном законодательстве и иных сферах общественных отношений. В 1999 году был принят Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Кроме этого, как уже было сказано выше, над рыбной отраслью России все эти годы проводились разнообразные эксперименты - «гильотина» над флотом и плавсоставом установлена давно и уже отрубила очень многое.

ОСНОВА УСТАВА

В нашей стране основным документом, определяющим отношения, возникающие из торгового мореплавания, является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), в Главе IV которого подробно говорится об экипаже судна – это капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. Изложены требования к экипажу, основы трудовых отношений и обязанности судовладельца. Есть норма о минимальном составе экипажа судна, позволяющем обеспечить безопасность плавания судна, выполнении требований к недопущению перегрузки членов экипажа судна работой. Отдельная часть посвящена капитану, который является не только судоводителем, руководителем трудового коллектива, но и представителем государственной власти, наделенным отдельными процессуальными полномочиями.

Обязательства Российской Федерации в части выполнения международных договоров в области мореплавания сформировали национальную систему требований к морским судам и их экипажам, а также к осуществлению государственного портового контроля. Все это в полной мере касается рыбопромыслового флота.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ НАДЗОР

Учитывая отраслевую специфику осуществление федерального государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ, возложены на Федеральное агентство по рыболовству. Принят Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 28 апреля 2015 г. N 166 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 «О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения», который утверждает:

1. Порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

2. Порядок выдачи рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства.

3. Порядок выдачи документа о соответствии судовладельца рыболовного судна требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения и изъятия такого документа.

Кроме этого Минсельхоз России самостоятельно принимает нормативный правовой акт: устав службы на судах рыбопромыслового флота.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Если устав — это нормативный правовой акт, то каков его статус в океане современного Российского и международного законодательства? С точки зрения ответственности - что и кому будет за неисполнение уставных норм? Нормативный акт, по своей сути является предписанием, устанавливает выражающие волю государства и обязательные для исполнения юридические нормы. Устав — это не типовой договор двух сторон, а свод установленных властью правил. В таком случае, является ли Устав службы на судах рыбопромыслового флота установленным государством Порядком, Правилами или Требованиями, в случае нарушения норм которых наступает ответственность, предусмотренная КоАП РФ и УК РФ? Есть ли соответствующие нормы по отношению к уставу флота в указанных федеральных законах? Или устав – это эталонный документ для внутрисудовой и корпоративной жизни хозяйствующего субъекта (судовладельца)?

СЛУЖБА ИЛИ РАБОТА

Казалось бы, ответ на вопрос, является ли труд на рыбопромысловых судах службой, дан в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации: «Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами». Понятно – устав должен соответствовать Трудовому Кодексу. В таком случае быть может и в Трудовой Кодекс имеет смысл добавить норму «особенности регулирования труда лиц, работающих на рыбопромысловых судах», в которой отразить устав флота как Порядок организации трудовых отношений на рыбопромысловом судне.

В этой связи, необходимо разумно отнестись к включению в принципиальный отраслевой документ имеющихся в действующей редакции Устава и предлагаемых дополнительных судовых должностей. Должны ли они, например, совпадать с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367? Надо ли вносить изменения в данный классификатор? В настоящее время Минтруд России обеспечивает ведение и применение данного документа. Если формально следовать терминологии классификатора, то одни члены экипажа рыбопромыслового судна работают, а другие служат.

Так или иначе, вряд ли кто-то сможет всерьез опровергнуть утверждение о том, что рыбаки и гражданские моряки не служат, а все-таки работают. Тогда корректно ли использование слова «службы» в названии отраслевого устава?

УСТАВ И ПЕНСИЯ

В соответствии с КТМ РФ к учету стажа плавания и занятию определенных должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствующем приказе Минтранса России по понятным причинам отсутствуют специалисты, работающие с орудиями лова и на судовой фабрике. Нет в нем и научных работников, тем более руководителей района промысла.

Если в уставе указывать должности производственных и научных подразделений рыболовного судна, представителей судовладельца, то какова практическая цель, для чего и для кого? Для капитана, для работника, для судовладельца и/или работодателя, для госинспектора, для следователя и судьи? Какие защищенные государством социальные и трудовые гарантии у людей, которые прописаны в уставе и у тех, которые отсутствуют в нем, например, в вопросе учета плавательского стажа, который необходим как для должностного роста, так и для будущей трудовой пенсии по старости. Допустим, появится у работодателя необходимость направить в рейс специалиста особого профиля, в уставе такой должности нет, то как он будет проходить в судовой роли, как пассажир или как-то иначе? Зачтется ли ему в льготный страховой стаж работа в плавсоставе?

Под плавсоставом действующие государственные нормативные акты понимают членов судового экипажа. В органах пенсионного обеспечения есть свой список должностей плавсостава судов флота рыбной промышленности (внимание - «промышленности») и документов, подтверждающих право работников, входящих в плавсостав, на досрочную пенсию по старости. Есть там ссылка на Устав службы на судах флота рыбной промышленности.

Еще один момент. В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации издан Приказ от 2 ноября 2016 года N 604н «Об утверждении Правил по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов». Требования Правил обязательны, в том числе, для исполнения физическими лицами (судовая команда), осуществляющими деятельность, связанную с добычей (выловом), переработкой водных биоресурсов и производством отдельных видов продукции из водных биоресурсов). Там написано много интересного о работе членов экипажа на палубе с различными орудиями лова, также на судовой фабрике. Например, «руководителем работ с повышенной опасностью на судах рыбопромыслового флота является начальник судовой службы», «руководство работой на слипе должен осуществлять старший мастер по добыче», «судовым электромехаником должен вестись специальный журнал, в который должны вноситься записи об электротехническом режиме траления», и т.д и т.п. Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов. Согласно Правил руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении требований Правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Интересно, экипаж является организацией, а отдельные судовые специалисты «должностными лицами»?

МАЛОМЕРНЫЕ СУДА

В одном замечательном письме Росрыболовства по вопросу о маломерных судах, есть такие слова: «Суда, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов и имеющие разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, относятся к судам рыбопромыслового флота». Фраза как констатация очевидного. Дана она в контексте темы маломерных судов, их «использования в коммерческих целях», и относится в данном случае к ним. Конечно, это просто письмо-ответ, а не государственный нормативный акт и даже не министерское разъяснение. Тем не менее, тема маломерного флота и рыболовства (с выдачей разрешения), представляющего собой предпринимательскую деятельность, уже явно перезрела. Если данный тип судов, не через весьма сомнительный зигзаг «регистры-реестры», а законодательно будет признан «маломерными судами рыбопромыслового флота» (МРХ СССР и ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО до 2005 года), а не «маломерными судами, используемыми в коммерческих целях», как коллеги по цеху прописали в КТМ РФ, то как тогда быть с этими судами? Нужно ли их включать Государственный рыбохозяйственный реестр и в устав флота? В тексте проекта устава авторы указали: «Настоящий Устав распространяется на все суда независимо от типа, назначения и формы собственности, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации в одном из реестров судов Российской Федерации (КТМ РФ)». С этим подходом в устав надо включать все суда, осуществляющие морское рыболовство с разрешениями на борту, независимо от размера.

В этой связи и не только возникает еще один вопрос. Есть ли в законодательстве о рыболовстве понятие «район промысла», ведь именно «там» Росрыболовство осуществляет надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота. В Приложении N 2 к форме N 1-П (рыба) есть свой ведомственный перечень, в укрупненном формате. А этого достаточно?

ДЛЯ КОГО УСТАВ

Понятно, что устав флота - это для людей, а их в отраслевом плавсоставе более ста тысяч. Как учесть в уставе многочисленные требования к рыбакам и к их обязанностям, отраженные в законодательстве разных сфер общественных отношений, в актах соответствующих министерств и их контрольно-надзорных служб, а кроме этого, в нормах международного морского права? Как написать устав, чтобы в нем было изложено только то, что реально работает, чтобы не было ничего лишнего и явных пробелов тоже? А может механически переписать то, что есть в действующем Уставе, добавив несколько должностей, и достаточно?

Несомненно, то, что у рыбаков должен быть свой устав и не надо копировать чей-то. Однако, возникает вопрос: кто-нибудь из государственных исполнителей спрашивал у отрасли, каким профессиональное сообщество хотело бы видеть свой новый устав службы на судах рыбопромыслового флота? Скажут - «regulation».Но ведь это очень серьезный отраслевой документ, фундаментальный, принимается надолго, совершенно недостаточно просто разместить в интернете проект текста и ждать.

От ответов на перечисленные вопросы и многие другие, оставшиеся за бортом этого материала, зависит то, как в условиях современного законодательства должен выглядеть «Устав флота рыбной промышленности Российской Федерации». В любом случае проект текста документа надо обсуждать с дипломированными в соответствии с нормами КТМ РФ специалистами, отвечающими за различные судовые службы, с людьми, которые возглавляют судовые производственные службы, с судовладельцами и/или работодателями, с кадровиками, юристами, и профсоюзами. Обязательно отдельно надо пригласить и выслушать опытных и молодых капитанов. Необходимо также проанализировать правоприменительную практику в случаях фигурирования в материалах административных и уголовных дел Устава службы на судах рыбопромыслового флота.

Для организации качественной работы над текстом нового отраслевого устава может быть приказом руководителя Росрыболовства необходимо создать редакционную коллегию, которая утвердит проект текста нового устава, перед тем как документ пойдет на согласование и подпись. И уж точно то, чего делать не стоит - так это «гнать тему». Спешка на флоте к добру не приводит. Вопрос назрел, но решать его нужно основательно.

ОТРУБИМ ВСЕ ЛИШНЕЕ

Тут еще к уставу подплыла «регуляторная гильотина», отрубить, как говорится, все лишнее и не нужное, что осталось на флоте.

По замыслу цель общероссийского мероприятия благая: «формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений». Не осталось в стороне от этой инициативы и Главное российское рыбацкое министерство. В Перечень Минсельхоза России были поданы для казни на гильотине следующие флотские акты:

1. Приказ Министерства рыбного хозяйства СССР от 29 сентября 1981 г. № 434 «Об утверждении Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР».

2. Правила пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов, утвержденные Министерством рыбного хозяйства СССР 25 ноября 1988 г. № 527.

3. Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР, утвержденные приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 26 декабря 1990 г. № 476, постановлением Президиума ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства от 19 декабря 1990 г. № 4.

4. Положение о проведении инструктажа по безопасности труда на судах Министерства рыбного хозяйства СССР, утвержденное Министерством рыбного хозяйства СССР 14 ноября 1980 г.

5. Приказ Министерства рыбного хозяйства СССР от 11 июля 1986 г. № 380 «О введении в действие Наставления по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР».

6. Правила совместного плавания и промысла судов флота рыбной промышленности СССР, утвержденные Министерством рыбного хозяйства СССР 4 сентября 1972 г.

7. Приказ Министерства рыбного хозяйства СССР от 27 мая 1991 г. № 177 «О максимальных сроках непрерывного пребывания экипажей судов флота рыбной промышленности в море».

Уничтожать под «акцию» регламенты безопасности рыбопромыслового судна – это как-то совсем смело. Это круто. Может все-таки поработать, переиздать и сделать приложением к новому уставу?

В общем, работать надо. Как было сказано основателем Флота Российского:

«Надлежит законы и указы писать ясно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию» Петр I. – Умный Человек

В.В.Балашов – Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

Комментарии 1

Сергей    22.05.2020 11:49

Молодец Валентин. Поддерживаю.

Имя:
E-mail:
Комментарий: