e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Как нам преобразовать ЕСХН?



19.04.2016 Источник: german-zverev.livejournal.com

Сегодня Общественный совет при Минсельхозе примет решение о возможной поддержке законопроекта о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса в части применения единого налога для сельхозпроизводителей (ЕСХН). Одновременно в Государственной Думе рассматривается законопроект, устанавливающий возможность введения «налоговых каникул» по уплате ЕСХН в соответствии с критериями, определяемыми региональными законами. «Переформатирование» налогового режима ЕСХН откроет возможность сохранения этого налогового режима для рыбной отрасли, но в изменённом виде.

ЕСХН действует в России с 2004 года и по состоянию на 1 января 2015 года плательщиками ЕСХН является более 94 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе 23,6 тысячи составляют организации, 70,4 тысячи – индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Отличительной особенностью ЕСХН является добровольность его использования, снижение налоговой нагрузки, в том числе освобождение от налога на имущество и НДС. Как следствие, упрощается ведение бухгалтерского и финансового учета, что особенно актуально для среднего и малого бизнеса на селе.
Вместе с тем, применение ЕСХН ухудшает “финансовое здоровье” сельхозпредприятий, находящихся на специальном налоговом режиме и решивших провести техническую и технологическую модернизацию своего предприятия, а также “заражает” систему финансовых платежей между сельхозпроизводителями и торговлей.

Причина – разорванность системы платежей по НДС между поставщиками материальных ресурсов, сельхозтоваропроизводителями- плательщиками ЕСХН и переработчиками их продукции.

Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС. Они освобождены от исчисления и уплаты НДС при реализации произведенной ими продукции, но вместе с тем теряют право на возмещение входящего НДС. Сумма входящего НДС по товарно-материальным ценностям, используемым в процессе производства сельскохозяйственной продукции (закупка материалов, техники, ГСМ) включается в затраты производства, увеличивая тем самым себестоимость продукции. По оценкам экспертов, как следствие, затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей – плательщиков ЕСХН по этой причине увеличены на 72 миллиардов рублей.

Покупатели (переработчики сельскохозяйственного сырья), являющиеся плательщиками НДС, теряют возможность возмещать невыделенный в стоимости сельскохозяйственного сырья НДС, что приводит к нерентабельности переработки закупаемой ими у плательщиков ЕСХН сельскохозяйственной продукции. В результате переработчики сельскохозяйственной продукции, а также торговые сети, заинтересованные в возмещении НДС, закупают ее у плательщиков ЕСХН по меньшей цене, по сравнению с сельскохозяйственными товаропроизводителями, работающими на общей системе налогообложения. Сельхозпроизводители – плательщики ЕСХН, для того, чтобы увеличить цену продажи сельскохозяйственной продукции, вынуждены обращаться к услугам посредников, которые закупают у них продукцию по более высокой (на 4-5 процентов) цене и реализуют ее переработчику уже с выделенным в цене НДС.

Каков масштаб “бегства от НДС”? В 2006 году денежная выручка предприятий сельского хозяйства составляла 616,8 млрд. рублей при объёме производства 1 617,1 млрд. рублей. В 2015 году при общем объёме произведённой продукции в 5 037 млрд. рублей объём денежной выручки в сельском хозяйстве составил 1 640 млрд. рублей – 33% от объёма производства. За десять лет объём денежной выручки сельскохозяйственных предприятий увеличился в 2,6 раза, а объём произведённой сельхозпроизводителями, но несвоевременно оплаченной продукции вырос в 3,4 раза.

Применение налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)» – а если точнее, предусмотренное в ЕСХН «бегство от НДС» – создаёт между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями финансовую «прослойку». Именно через неё осуществляются многие расчёты. В 2015 году объём поставленной, но не оплаченной продукции сельского хозяйства составил 3,4 трлн. рублей. Большую часть этой суммы составляют расчёты между сельскохозяйственными предприятиями и «фирмами-однодневками», то есть в значительной части – это фиктивная задолженность. Именно таков масштаб потерь: потерь для бизнеса, потерь для государства.

Необходимо следующее (Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре предложила этот вариант ещё в 2014 году):

1) признать плательщиков ЕСХН налогоплательщиками НДС;

2) предоставить право на освобождение от уплаты НДС плательщикам ЕСХН с объемом доходов менее 120 миллионов рублей в год (максимальный объем выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей, при котором они имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, рассчитывать за период «двенадцать предшествующих последовательных календарных месяцев»);

3) суммы НДС по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам) включать в состав расходов только в том случае, если плательщик ЕСХН получил право на освобождение от исчисления и уплаты НДС.

Принятие законопроекта приведет к консолидированному положительному экономическому эффекту в размере 28,83 миллиарда рублей, в виде увеличения чистых доходов сельскохозяйственных производителей–плательщиков ЕСХН (9,03 миллиарда рублей), дополнительных поступлений в муниципальные бюджеты по единому сельскохозяйственному налогу (0,58 миллиарда рублей) и дополнительных поступления по налогу на добавленную стоимость (19,22 миллиарда рублей).

Кроме этого законопроекта в более высокой степени готовности имеется и другой – проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3468 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Статьей 3468 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлена ставка единого сельскохозяйственного налога в размере 6 процентов.

Законопроект предлагает предоставить субъектам Российской Федерации полномочия по определению ставки единого сельскохозяйственного налога в зависимости от категории налогоплательщика, вида производимой сельскохозяйственной продукции, объема доходов и численности сотрудников. Таким образом, появляется возможность установить «налоговые каникулы» по уплате единого сельскохозяйственного налога по критериям, определяемым региональными законами, и учесть особенности сельскохозяйственной отрасли в различных субъектах Российской Федерации.

Оба рассматриваемых законопроекта позволяют по-новому подойти к исполнению одного из пунктов Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №2338-ГС. Переделка всей конструкции налогового режима ЕСХН означает, что нет необходимости «выщипывать» изменения только для рыбной отрасли. Предлагаемые изменения – признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС за исключением тех предприятий, объём доходов которых составляет менее 120 млрд. рублей – снимают вопросы к применению ЕСХН в рыбной отрасли.

Тем более, что финансовые итоги прошлого года показывают следующее: ЕСХН перестал быть «убийцей налога на прибыль». В 2015 году поступления по ЕСХН возросли почти вдвое и поступления по налогу на прибыль возросли более, чем вдвое. 1891 рыбопромышленное и рыбоводное хозяйство используют ЕСХН и многие из них не попадают под критерии, предусмотренные в принятых по итогам заседания президиума Госсовета поручениях. А два подготовленных законопроекта позволят "убрать пену" и сохранить льготный налоговый режим для тех, кому он действительно необходим, увеличив его добавленную общественную стоимость.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: