e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Три причины, почему рыбак менее защищен, чем моряк



17.12.2015 Источник: www.ktr.su

Аналитическая статья от председателя профкома Российского профсоюза моряков г. Владивостока Петра Осичанского, 20 лет работающего с трудовыми конфликтами в рыболовном секторе.

Если на транспортном флоте на многих судах моряки имеют солидную социальную защищенность, обеспечиваемую коллективным договором, если с 2013 года начала свое победное шествие конвенция МОТ-2006 «О труде в морском судоходстве», то рыбаки до сих пор нередко работают без всяких контрактов, либо подписывают ущербные трудовые договоры, по которым в суде можно выбить лишь мизерную сумму. Почему так происходит? Для этого есть целый ряд причин, отрицательно влияющих на социальную атмосферу в рыболовном секторе.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Совсем недавно в трудовых договорах российских рыбаков указывались лишь ничтожно маленькие суммы как оклады, а основной заработок в море у рыбаков исчислялся от размера выловленной и сданной продукции, т. е. зависел от пая или «от хвоста». Данная система оформления трудовых отношений в значительной степени осложняла решение трудовых споров в случае невыплаты зарплаты, поскольку расчет так называемого пая зависел не только от количества выловленной продукции, но и цены, по которой данная продукция была реализована. А вот это было фактически невозможно проконтролировать, т. к. у российских судовладельцев, поднимающих российский флаг на своих рыболовных судах, как правило, были свои договорные отношения с иностранными партнерами, которые в связи с инвестированием в этот бизнес крупных сумм для ремонта судов, покупки оборудования и т. д., покупали выловленную продукцию по цене фактически в разы ниже рыночной.

Именно поэтому в российских судах часто подобные трудовые споры успеха не имели. Многие российские компании используют бербоут-чартерную схему под российским флагом, передавая в тайм-чартер суда их истинным владельцам. И здесь заработная плата рыбаков складывается из небольшого рублевого оклада, отталкиваясь от которого производятся все предусмотренные действующим трудовым законодательством выплаты во внебюджетные фонды, региональные надбавки и т. д., и валютного оклада, выплачиваемого иностранным фрахтователем. Когда он задерживает выплаты валютной части – основной части зарплаты – на многие месяцы, то в судебном порядке выбивать эти деньги долго и малоперспективно, приходится применять метод, так называемых, индустриальных акций, т. е. забастовок.

Наученные горьким опытом, российские рыбаки не безуспешно стали требовать от своих работодателей указания четко прописанной в трудовом договоре гарантированной заработной платы, что соответственно несколько повысило их шансы в случае обращения в суд. Однако понятие «гарантийки» отсутствует в Трудовом кодексе РФ, и суд отказывается рассматривать ее в виде аналога трудового договора.

Существенно осложняет положение рыбаков в случае возникновения трудового спора ссылка на Положение об оплате труда в договоре наряду с установленной гарантированной заработной платой. Как правило, это Положение не фигурирует в виде приложения к трудовому договору, на него просто есть ссылка в самом тексте, а вот сами Положения всплывают уже в суде. К сожалению, многие рыбаки подписываются в своих контрактах в подтверждение того, что ознакомлены с данным Положением, в то время как в глаза его не видели.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: РЫБОЛОВСТВО ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ

За последнее время участились случаи трудоустройства российских граждан под иностранный флаг. В этом случае ситуация существенно осложняется тем, что несмотря на гарантийку в USD 1200-1500 для матроса, трудовой договор может подписываться от имени агентства по найму, которое не имеет лицензии на этот вид деятельности.

Соответственно, ни компания-работодатель, ни агентство по трудоустройству не несут никакой ответственности перед российскими гражданами по социальным гарантиям, предусмотренным российским законодательством, да и зарплату по сути взыскивать не с кого, поскольку на судне поднят флаг Литвы, судовладелец не зарегистрирован на территории РФ, а агентство по найму и трудоустройству подписывает контракт о найме, не имея на то разрешения уполномоченного органа государственной власти, т. е. Федеральной миграционной службы РФ.

Статистика по рыболовным судам с российскими экипажами, проблемами которых мы, как инспектора ITF, занимались с 2011 по 2015 гг. в Калининграде, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке, выявила, что число обращений от рыбаков за этот период времени не уменьшилось. Наибольшее число обращений по невыплате заработной платы зафиксировано от рыбаков Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина. За истекший период 71 из 92 случаев относится к данному региону России. При этом на 69 из 92 проблемных судов, т. е. на подавляющем их большинстве, был поднят российский флаг. Судовладельцы оставшихся 23 судов отдали предпочтение регистрам Панамы, Кипра, Кирибати и Сьерра Леоне.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: БРАКОНЬЕРСТВО

Рыбаки, работающие на судах-браконьерах, свою зарплату видят редко. При задержании судна за браконьерство истинный его владелец в большинстве случаев исчезает, а моряки предоставлены сами себе. На капитана накладывается штраф или его привлекают к уголовной ответственности. Лет 10-15 назад браконьерство расцвело пышным цветом на морях Дальнего Востока, незаконным ловом биоресурсов в экономзоне РФ не занимался только ленивый. Но в последнее пятилетие в ННН рыболовстве (незаконное, несообщаемое и нерегулируемое) произошли значительные перемены.

В 2010 году Россия присоединилась к Соглашению о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла ФАО ООН (продовольственная и сельскохозяй-ственная организация ООН). Это соглашение обязывает портовые власти всех стран запрашивать государства, под чьими флагами ходят суда с уловами, подтверждение легальности груза.

Также документ направлен на защиту доходов легальных рыбаков. Россия стала 15-ой страной. 10 декабря 2014 года вступило в полную силу Соглашение между правительствами РФ и Японии о сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами (подписано 8 сентября 2012 г.). 22 декабря 2009 года подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Корея о сотрудничестве в области предупреждения ННН-промысла. 31 января 2014 года заработали поправки к закону Республики Корея «О развитии океанического рыболовства» и ряд подзаконных актов. На данный момент перекрыты основные каналы поступления на внутренний южнокорейский рынок незаконно добытых живых морских ресурсов российского происхождения, включая неконтролируемый транзит через корейские порты в третьи страны.

С 2014 года в полной мере стало реализовываться Соглашение между правительством РФ и правительством КНДР о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов от 30 января 2012 года. КНДР официально запретила заход подфлажников в свои порты. 29 сентября 2014 года вступило в силу аналогичное соглашение с КНР. В марте 2015 года с Королевством Камбоджа заключен Меморандум о взаимопонимании в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов. Проведены российско-камбоджийские консультации по противодействию ННН-промыслу председателя комитета управления регистрацией камбоджийских судов, госсекретаря канцелярии кабинета министров Королевства Камбоджи.

Достигнуты соглашения об обмене информацией о судах-нарушителях под камбоджийским флагом. Готовится межправительственное соглашение о предупреждении ННН-промысла. Предпринятые меры способствовали вытеснению большей части браконьерского флота под удобными флагами из ИЭЗ (исключительной экономической зоны) России. Например, в 2011 году задержано 65 судов-нарушителей данной категории, в 2013 – 47, в 2014 – 38, в 2015 –13 (по сентябрь). Ощутимо сократились незаконные поставки краба российского происхождения в порты Японии, РК, КНР. Однако такое явление, как браконьерство под удобными флагами, пока не ликвидировано.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: