e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Выход из кризиса рыбных компаний



20.11.2015

Тимуром Митуповым было проведено исследование ситуации сложившейся в реальном потребительском секторе экономики (мясном и рыбном рынке) в России в период мирового кризиса, и на основание этого был выработан прогноз развития ситуации и необходимые антикризисные меры для мясных и рыбных компаний России.

Мясным и рыбным компаниям, как впрочем, и всем компаниям реального сектора экономики, сейчас не легко приходится в период кризиса.

В этот период, для того чтобы выжить, началась тенденция в ряде компаний под названием "оптимизация бизнеса", которая включает ряд экономических и социальных последствий, включая сокращение квалифицированного персонала (юристов, экономистов, маркетологов и PR-специалистов, системных администраторов и т.п.), сокращение не производственных и внереализационных расходов, пересмотр оперативных и стратегических планов, выбор ключевого направления деятельности, реструктуризацию и консолидацию материальных и человеческих ресурсов, приостановку финансирования инвестиционных проектов и закрытия непрофильных направлений деятельности.

На мой взгляд, при составлении антикризисной программы компании, необходимо не только провести анализ и прогноз развития своего сегмента рынка, но и в целом попытаться оценить ситуацию и сделать прогноз развития всей отрасли, в котором работает компания. Желательно, делать это поэтапно - "Рынок-отрасль-ниша", то есть продовольственный рынок (в большей части заменители, мясо-рыба и т.п.), далее мясная (рыбная) отрасль - далее уже свой сегмент - ниша на котором работаешь. Конечно, анализ лучше проводить в комплексе с - макро-микро анализом азов экономики (хотя бы, попытаться смоделировать и поиграть с прогнозами занятости/безработицы, курсовых разниц, снижения/повышения уровня жизни, доходов, потребительской корзины, спроса/предложения и т.п.). На основе этого определить ключевые события и организовать контроль соответствия разработанного сценария и фактических событий, происходящих в отрасли и экономике страны - в преклонение затем к своему сегменту - бизнесу.

Мой совет: дайте задачу компетентным органам, я имею ввиду специалистам, если они остались - экономистам-финансистам-маркетологам-коммерческой службе разработать пессимистический и оптимистический сценарий, одним словом поиграть с цифрами. В частности, сокращения пропорционально снижению выручке и объему реализации - текущих расходов и т.п. Основная цель: определить возможность и тактическую стратегию деятельности компании на ближайшую перспективу. При этом, необходимо определить оптимальные потенциальные и возможные материальные, технические и человеческие ресурсы, которые позволят удержать бизнес на "плаву", по возможности сохранить долю на рынке. На основе выработки плана max, mid и min, после согласования и определения своих потенциальных возможностей - разработать концептуальный план, далее программу, далее календарный оперативный план мероприятий на 2016 г. При этом, по возможности, еженедельно (ежемесячно) проводить координацию, план-фактный анализ, контроль за реализацией мероприятий и оперативно реагировать на изменения, соответственно проводить корректировку и т.п. Конечно же, при подготовке окончательного варианта программы, необходимо провести аудит всего и вся: от ассортимента, персонала работников до клиента, по максимуму критически относится к основным показателям финансово-хозяйственной прогнозной деятельности предприятия, в особенности товарным запасам, товаров в пути, оборачиваемости средств в расчетах, дебиторской задолженности и запасов, платежеспособности компании и уровня кредиторской задолженности и т.п.

На мясном и рыбном рынке происходит этап слияний и поглощений, консолидации бизнеса. Отмечу, ряд компаний отказались от непрофильного развития бизнеса (логистики, транспортного обеспечения, сортировки и упаковки продукции и т.п.) и переходят на аутсоринг. Взамен, они жестче сегментируют бизнес, определяют доходные "ниши", и переходят на узконаправленные проекты развития своего бизнеса, где они уверены на 50-70%, что смогут "продержать на плаву" бизнес в переходный период. руководство компаний ставят главную перед собой задачу: продержаться на плаву, удержать профильный бизнес, сократить расходы и определяют для этого свои реальные силы, материальные и человеческие ресурсы и финансовые возможности.

В этот период, государство делает необходимые антикризисные меры по преодолению кризиса ликвидности и поддержанию агропромышленного комплекса и рыбной отрасли. Однако, в большинстве случаев, можно отметить, что финансовые средства, выделенные государством для поддержания ликвидности не доходят до реального сектора экономики. Как, оказалось, появилась трудность оценки обесценивающихся активов на фондовых рынках. В банковском секторе, как была трудность с получением кредитов, так и остается. И если "чудо" с выделением кредитов случается, то на короткий срок и под большие проценты до 26 проентов..

На фоне снижения цен на нефть и ряда других негативных экономических и социальных факторов в период кризиса, на валютном рынке реальных экономических предпосылок и прогнозов для укрепления или падения рубля и всей биовалютной корзины, пока нет.

Непредсказуемость ситуации в экономике и нарастание социальной напряженности, ведет в конечном итоге - к росту цен и снижению уровня потребительской корзины. На фоне экономического "кризиса ликвидности" - расцветает социальный "кризис доверия" между всей цепочкой бизнес-процессов от производителя, оптовика до ритейла. В большинстве случаев, многие компании заняли выжидательную позицию. Между тем, для предприятий мясного и в особенности рыбного сектора - IV кв. является самым доходным периодом. Если, в этот период не заработать и получить доход, то уже в последующем сможешь и не выдержать. Таким образом, я прогнозирую, что для многих мясных и рыбных компаний после Нового года ожидает в лучшем случае поглощение, в худшем - банкротство. Более лучшая позиция для выживания, конечно же, у вертикально-интегрированных холдингов, те, кто участвует в развитие Нацпроекта, однако, отмечу и у тех, кто не живет одним направлением развития бизнеса, есть "подушка безопасности" в виде другого профильного (!!) направления бизнеса. Пословица "Не клади все яйца - в одну корзину", как никогда оправдывает себя.

Между тем, радует, что пока падение спроса на мясную и рыбную продукцию не такое уж значительное, как прогнозировалось. Сезонный фактор пикового роста спроса на мясо и рыбу - дает о себе знать, и позволяет поддерживать оборот на удовлетворительном уровне у многих компаний. Между тем, подчеркиваю поддерживать оборот, а не увеличивать и тем более - получать прибыль. Стоит отметить, что со стороны крупных компаний по отношению к средним конкурентам - агрессивной маркетинговой и т.п. политики предпринимаемые, в целях увеличения своих позиций на сегментах рынка, вкл. демпинг цен, антирекламу и т.п. на мясном и рыбном рынке - не отмечается.

В ближайшие годы, при оптимистичном прогнозе будет наблюдаться динамичное увеличение потребления курятины и свинины, с незначительным снижением потребления мяса говядины из-за его высокой себестоимости и цены.

По прогнозу, к 2015 году потребление мяса достигнет 10-11 млн. тонн, в т.ч. говядины 2,2 млн т, свинины - 3,5 млн т, а куриного мяса - 4,6-5,5 млн т. На данный момент, потребление составляет около 66 кг. на душу населения, в сравнение с западными странами - 95 кг.

В рыбной отрасли, 2015 г. ознаменовался многими положительными событиями. Росрыболовство продолжило приведение нормативно-правовой базы в соответствие с сегодняшними реалиями и необходимостью эффективной и продуктивной работы отрасли, с создания экономических рычагов, стимулирующих выход отрасли из системного кризиса.


Более всего, у меня вызывают опасения дальнейшая ситуация с импортом продукции. Отмечу, импортная зависимость по мясу и мясопродукции составляет около - 40%, а по рыбе и рыбопродукции - 33,5%. На этом рынке уже отмечается тенденция к концентрации рынка импорта и ужесточение "Россельхознадзора" к внешним и внутренним участникам рынка. Но об этом в другой теме разговора.

Пик "смысла жизни" для многих компаний будет в начале 2016г. Именно - на этот период попадают оплаты за поставленную продукцию в предновогодние, и после новогодние праздники, не говоря уже о налогах, закрытия платежей по кредитным договорам и т.п. Если кризис ликвидности у компании будет присутствовать, вызванная просроченной и "сомнительной" дебиторской/кредиторской задолженностей, отсутствия собственных источников финансирования и кредитования и тп., то дела "очень плохи".

К этому периоду многим компаниям будет окончательно ясно, к чему привела корпоративная антикризисная программа, "оптимизация" бизнеса, сокращение расходов и т.п. Будет понятно - сможет ли бизнес в дальнейшем не только удерживаться на "плаву", но и развиваться.

Период слияний и поглощений будет проходить до конца 2016 года, но уход с рынка ряда крупных, средних и большинства мелких компаний и не фоне этого - усиление позиций и доли рынка других, потребует от компаний пересмотра своих позиций, направлений и планов. Возможно, что в процессе структурного передела мясного и рыбного рынка, некоторые компании смогут перейти на другой сегмент или нишу рынка, с более сильными позициями, в отличие от другого.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: