e-mail пароль Напомните мне пароль  
Рыба, морепродуктыКета ПСГ 1/22 склад Урбанфиш, переработка. Документы!!! Цена 275 руб/кг. Обьем 10 тоннВладивосток. Штурман, ООО, Владивосток
 

«Пик смысла жизни» будет достигнут многими компаниями в 2016 году



16.11.2015

Тимуром Митуповым было проведено исследование ситуации, сложившейся в реальном потребительском секторе экономики (мясном и рыбном рынке) в России в период мирового кризиса, и на основании этого был выработан прогноз развития ситуации и необходимых антикризисных мер для мясных и рыбных компаний России. Мясным и рыбным компаниям, как, впрочем, и всем компаниям реального сектора экономики, в настоящее время приходится нелегко.

Для того чтобы выжить в ряде компаний готовятся или уже реализуются планы под названием "оптимизация бизнеса", которые несут в себе ряд экономических и социальных последствий: сокращение квалифицированного персонала (юристов, экономистов, маркетологов и PR-специалистов, системных администраторов и т.п.), сокращение непроизводственных и внереализационных расходов, пересмотр оперативных и стратегических планов, выбор ключевого направления деятельности, реструктуризацию и консолидацию материальных и человеческих ресурсов, приостановку финансирования инвестиционных проектов и закрытие непрофильных направлений деятельности.

Тимур Митупов советует: при составлении антикризисной программы компании необходимо не только провести анализ и прогноз развития своего сегмента рынка, но и в целом попытаться оценить ситуацию и сделать прогноз развития всей отрасли, в котором работает предприятие. Желательно делать это поэтапно - "рынок-отрасль-ниша", то есть продовольственный рынок (в большей части заменители, мясо-рыба и т.п.), далее мясная (рыбная) отрасль, далее уже свой сегмент - ниша, в которой работаешь. Конечно, анализ лучше проводить в комплексе с макро- и микроанализом экономики. Хотя бы попытаться смоделировать и поиграть с прогнозами занятости/безработицы, курсовых разниц, снижения/повышения уровня жизни, доходов, потребительской корзины, спроса/предложения и т.п. На основе этого определить ключевые события и организовать контроль соответствия разработанного сценария и фактических событий, происходящих в отрасли и экономике страны в преломлении затем к своему сегменту - бизнесу.

"Мой совет: дайте задачу компетентным органам, я имею в виду специалистам, если они остались - экономистам-финансистам-маркетологам-коммерческой службе - разработать пессимистический и оптимистический сценарии, одним словом, поиграть с цифрами, - говорит Тимур Митупов. - В частности, сокращения пропорционально снижению выручки и объема реализации текущих расходов и т.п. Основная цель: определить возможность и тактическую стратегию деятельности компании на ближайшую перспективу. При этом необходимо определить оптимальные потенциальные и возможные материальные, технические и человеческие ресурсы, которые позволят удержать бизнес на "плаву", по возможности сохранить долю на рынке. На основе выработки плана max, mid и min, после согласования и определения своих потенциальных возможностей - разработать концептуальный план, далее программу, далее календарный оперативный план мероприятий на 2016 год. При этом, по возможности, еженедельно (ежемесячно) проводить координацию, план-фактный анализ, контроль за реализацией мероприятий и оперативно реагировать на изменения, соответственно проводить корректировку и т.п. Конечно же, при подготовке окончательного варианта программы необходимо провести аудит всего и вся: от ассортимента, персонала до клиента, по максимуму критически относиться к основным показателям финансово-хозяйственной прогнозной деятельности предприятия, в особенности товарным запасам, товарам в пути, оборачиваемости средств в расчетах, дебиторской задолженности и запасов, платежеспособности компании и уровня кредиторской задолженности и т.п.".

На мясном и рыбном рынке в настоящее время этап слияний и поглощений, консолидации бизнеса. Тимур Митупов отмечает, что ряд компаний отказались от непрофильного развития бизнеса (логистики, транспортного обеспечения, сортировки и упаковки продукции и т.п.) и переходят на аутсоринг. Взамен они жестче сегментируют бизнес, определяют доходные "ниши" и переходят на узконаправленные проекты развития своего бизнеса, где они уверены на 50-70 процентов, что смогут "продержать на плаву" бизнес в переходный период. Руководство компаний ставит главную перед собой задачу: продержаться, удержать профильный бизнес, сократить расходы и определяет для этого свои реальные силы, материальные и человеческие ресурсы и финансовые возможности.

В этот период государство реализует свои антикризисные меры, направленные на преодоление негативных явлений в финансовой системе страны, экономике и поддержание агропромышленного комплекса и рыбной отрасли. Однако в большинстве случаев можно отметить, что финансовые средства, выделенные государством для поддержания ликвидности, не доходят до реального сектора экономики. Как оказалось, появилась трудность оценки обесценивающихся активов на фондовых рынках.

"В банковском секторе как была трудность с получением кредитов, так и остается. И если "чудо" с выделением кредитов случается, то на короткий срок и под большие проценты. Мало того, ставка рефинансирования ЦБ поднялась, - говорит Тимур Гуруевич. - На фоне снижения цен на нефть и ряда других негативных экономических и социальных факторов в период кризиса на валютном рынке реальных экономических предпосылок и прогнозов для укрепления или падения рубля и всей биовалютной корзины пока нет".

Непредсказуемость ситуации в экономике и нарастание социальной напряженности ведет в конечном итоге к росту цен и снижению уровня потребительской корзины. На фоне экономического "кризиса ликвидности" расцветает социальный "кризис доверия" между всей цепочкой бизнес-процессов от производителя, оптовика до ритейла. В большинстве случаев многие компании заняли выжидательную позицию. Между тем, для предприятий мясного и в особенности рыбного сектора - IV квартал года является самым доходным периодом. Если в этот период не заработать и не получить доход, то уже в последующем сможешь и не выдержать. "Таким образом я прогнозирую, что многие мясные и рыбные компаний после Нового года ожидает в лучшем случае поглощение, в худшем - банкротство, - дает прогноз Тимур Митупов.

- Лучшая позиция для выживания, конечно же, у вертикально-интегрированных холдингов, которые участвуют в развитии нацпроектов. Однако отмечу - у тех, кто не живет одним направлением развития бизнеса, есть "подушка безопасности" в виде другого профильного направления бизнеса. Пословица "Не клади все яйца в одну корзину" как никогда оправдывает себя и на этом направлении.

Между тем меня радует, что пока падение спроса на мясную и рыбную продукцию произошло не такое уж значительное, как прогнозировалось. Сезонный фактор пикового роста спроса на мясо и рыбу дает о себе знать и позволяет поддерживать оборот на удовлетворительном уровне у многих компаний. Между тем, подчеркиваю, поддерживать оборот, а не увеличивать и тем более - получать прибыль. Стоит отметить, что со стороны крупных компаний по отношению к средним конкурентам агрессивной маркетинговой и т.п. политики, предпринимаемой в целях увеличения своих позиций на сегментах рынка, включая демпинг цен, антирекламу и т.п., на мясном и рыбном рынке не отмечается.

Таким образом, не все так плохо, как казалось бы на первый взгляд.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: